19 августа 2021

История уличного музыканта Федора Григорьева и его бутылофона — самодельного инструмента из десятка стеклянных бутылок. Вы наверняка видели его у метро или в парке

Петербуржец Федор Григорьев играет на очень необычном инструменте — бутылофоне. Это пара десятков стеклянных бутылок с водой, подвешенных к конструкции из бамбука.

Вы наверняка слышали Федора в Александровском парке, кто-то, возможно, встречал его в Хельсинки — раньше он регулярно играл там на 40-килограммовом инструменте.

Мы поговорили с любимым многими петербуржцами уличным музыкантом и рассказываем его историю.

Фото: Егор Цветков для «Бумаги»

В глубине Александровского парка, на оживленной тропинке, по которой горожане идут от «Горьковской» к Петропавловской крепости, выступает уличный музыкант Федор Григорьев.

Мужчина в кепи и рубашке с красными цветами играет на необычном инструменте — бутылофоне. К конструкции из бамбуковых трубок и шланга подвешены стеклянные бутылки — из-под вина, сока, соевого соуса. Музыкант ударяет по ним деревянными палочками и покачивается в такт. У каждой емкости свое звучание, которое усиливает налитая в нее вода.

Федор исполняет вальс из фильма «Берегись автомобиля». Прохожие удивленно оглядываются и по пути наблюдают за артистом, пока не оказываются за поворотом. Многие, конечно, останавливаются, и скоро на дорожке образуется толпа. Кто-то фотографирует, некоторые по видеосвязи показывают музыканта собеседникам, кто-то просто с улыбкой слушает.

— Это потрясающе! — говорит своей подруге нарядная пожилая женщина.

Но, кажется, ее спутница настроена более скептично:

— Что-то я сомневаюсь, что он играет по-настоящему, больше похоже на запись.

Между дамами на несколько минут разгорается жаркий, но вежливый спор. Вскоре они приходят к выводу: музыкант все-таки играет сам (так и есть), — и в конце выступления аплодируют вместе с остальными.

Как петербургский музыкант Федор Григорьев начал играть на бутылках

Федор Григорьев играет на музыкальных инструментах с подросткового возраста, а около 20 лет назад увлечение превратилось в его основную профессию:

— В 90-е я несколько лет работал в фирме «Пультекс», которая изготавливает и сдает в аренду кинооборудование. Обслуживал технику, клал рельсы, ставил краны. Участвовал в съемках нескольких фильмов — у них не столь известные названия. У компании начался период процветания, когда я уже ушел: она стала снимать «Бандитский Петербург» и другие сериалы.

Дальше работал ассистентом клоуна в небольшом театре. У меня был синтезатор, поэтому параллельно я играл в группе как клавишник, но это было для души и денег нисколько не приносило. А с начала 2000-х стал постоянно зарабатывать на жизнь как уличный музыкант.

Григорьев играл на аккордеоне, потом на самодельных клавесине и на маримбе. А девять лет назад он собрал бутылофон — увидел нечто похожее по телевизору у иностранного музыканта. С тех пор Федор предпочитает выступать на улицах только с ним.

Для первого варианта бутылофона Григорьев использовал скопившиеся дома бутылки, но потом решил усовершенствовать инструмент.

— Брал бутылку с витрины в магазине, прислонял к уху, стучал пальцем и слушал, как она звучит, что это за нота, — вспоминает музыкант.

По словам Федора, особенно сложно было подобрать бутылки с очень высоким или очень низким звучанием: «Бутылка из-под шампанского звучит низко, но у нее толстое стекло, поэтому нота плохая, „грязная“».

В основном Федор выступал в Финляндии, иногда в Норвегии. Но пандемия поставила его на «отечественные рельсы»:

— Когда год назад я столкнулся с необходимостью постоянно искать места для выступления в Питере, мои коллеги уличные музыканты рассказали про группу во «ВКонтакте», в которой можно зарезервировать площадку — чтобы точно знать, что со стольки до стольки ты играешь у такой-то станции метро. А то приедешь, а там занято, сколько времени теряется.

Бутылофон весит около 40 килограммов. Музыкант перевозит его в большом черном кейсе на колесиках, похожем на сундук. На сборку уходит 40 минут, на то, чтобы сложить обратно, — 20.

Григорьев отмечает, что многие уличные музыканты стремятся в центр Петербурга, но это не про него. «Где-то местные жители жалуются, у Спаса на Крови — художники, — говорит Федор. — А если ты кому-то мешаешь, кто-то злится на тебя из-за твоей музыки, ты уже от души и чистого сердца играть не будешь».

Как люди реагируют на выступления Григорьева и сколько он зарабатывает

Федор рассказывает, что слушатели всегда относятся к нему благожелательно, в худшем случае равнодушно проходят мимо. «Часто люди не останавливаются, потому что стесняются. Но если хоть один человек стоит, уже может собраться толпа», — отмечает музыкант.

В Александровском парке, где мы встретились с Федором, было именно так. Многие взрослые остановились возле музыканта, потому что бутылофон понравился их детям. Несколько ребят танцевали и хлопали в ладоши, а маленький мальчик в коляске не моргая наблюдал за игрой Федора — будто это его любимый мультфильм.

— У меня написан номер телефона, по которому можно переводить деньги. Подошел как-то мальчик и говорит: «Мама, мама, а сколько это стоит? Столько цифр». Я пошутил, что ребенок догадался, что мой инструмент на самом деле стоит несколько триллионов рублей, — смеется музыкант.

Григорьев играет не только в парке, но и в музеях и на фестивалях, правда, из-за пандемии это происходит не так часто. А недавно музыканта позвали выступить в бане:

— Позвонили, сказали, что дадут мне простынь, я замотаюсь в нее, как грек. Уже подготовил несколько тематических, широко известных мелодий — например, из «Иронии судьбы». Много денег с данной категории слушателей еще не умею брать, да и не очень хочу учиться.

Федор говорит, что зарегистрировался как самозанятый и платит налоги. Заработок у него нестабильный: в один день это тысяча рублей, в другой может быть и десять.

— Если впервые приезжаешь к станции метро, это, как правило, отлично. Второй и третий раз тоже хорошо, а вот после может быть похуже, — рассказывает Григорьев. — Если приезжать к станции раз в месяц, заработок держится. Сейчас сезон отпусков и дач, поэтому лучше работать в парке, где есть туристы. А зимой, наоборот, лучше у метро.

За что Григорьев любит свою работу и что о ней говорят его близкие

Создатель бутылофона называет себя бременским музыкантом и говорит, что любит свою работу, хоть иногда и устает — как и все.

В первую очередь Федору нравится наблюдать за реакцией людей: «Когда люди останавливаются послушать, идет контакт, играть намного легче. Приятен такой обмен вниманием».

Еще музыкант ценит свободу: «Есть ощущение, что я сам себе хозяин. Сегодня я поеду сюда, завтра туда, если мне что-то не понравится, пойду на место, где не нужна бронь».

Семья музыканта — жена и трое детей, двоих из которых взяли на воспитание из детского дома, — привыкла к его работе. «Я практически 20 лет как уличный музыкант, для них это в порядке вещей», — отмечает Григорьев.

— Желание [сменить работу] было, но вот что я могу сказать. Есть музыкант Миша Каретко. Он играл на большом барабане, к которому был прицеплен целый оркестр, но из-за проблем со спиной ему запретили носить тяжести. Он получил лицензию и пошел охранником, но его обманули с зарплатой — теперь он ищет юриста, чтобы судиться. На улице такого не бывает: тебе либо дают деньги, либо не дают.

Эта так называемая стабильная работа может быть менее стабильной, чем моя. Я завишу только от погоды, настроения людей и от рейдов полиции, которая вдруг решает, что сейчас у «Приморской» нельзя играть. Но рейд закончится — и музыканты снова начнут бронировать место и играть.


На Полозовой улице есть неформальная достопримечательность — яркий дворик Нельсона. Его расписал бездомный поэт Нельсон Искандарян, который живет в полуподвале неподалеку. Читайте его историю

А здесь — рассказ о петербургском техно-викинге, который невозмутимо танцует на улицах и набережных в солнечных очках и без футболки.

В этом и других материалах мы рассказываем, как петербуржцы делают любимый город лучше. Мы постоянно ищем примеры новых инициатив, показывая, как можно жить интереснее и приятнее

Поддержите нашу работу — вступите в клуб друзей «Бумаги»

Узнать подробности

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Интервью
Пять лет в Боготе: петербурженка помогает экспатам освоиться в Колумбии — где ценят личные связи и долгие смол-токи и не допускают одиночество
Встреча с Далай-ламой, клоунада в индийских трущобах и съемки в Болливуде. Как актер из Петербурга кочевал по странам и выпустил об этом автофикшн-спектакль 
Александр строит забор из лыж в Комарове. Их приносят соседи: это «проект по объединению жизней жителей поселка»
«Политических баталий достаточно в интернете, а в искусстве это необязательно». Художник Александр Флоренский — о тбилисских галереях и искусстве вне политики
Петербуржцы признаются в любви. Прочитайте три искренних послания к возлюбленным из аудиоспектакля «Любовные письма»
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.