В январе после новогодней паузы в петербургских музеях и галереях можно увидеть лазерную инсталляцию, видеоарт, корейское фотоискусство и портреты на экологическую тему. «Бумага» выбрала двенадцать экспозиций, на которые стоит обратить внимание в этом месяце.
Продолжают работу и некоторые экспозиции, открытые в декабре. Их список читайте здесь.
В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о мерах предосторожности.
Лазерная инсталляция от арт-дуэта 404.Zero
Мировая премьера инсталляции Arrival состоялась в конце 2019 года: дуэт Александра Лециуса и Кристины Карпышевой 404.Zero представил работу на площадке Avant Garden в Бруклине, за несколько дней ее увидели тысячи зрителей. В конце декабря объект выставили на территории «Севкабель Порта» — желающие могут увидеть, как лазерный луч проходит через огромные металлические рамы. Световые эффекты дополняет низкочастотный звук.
Уличная экспозиция об исследовании Арктики и Антарктики
Выставка ArtAntarctica — новая уличная экспозиция «Манежа», работающая на площади Труда. Это мэппинг-инсталляция в виде светящегося айсберга, на грани которого транслируют ролики, посвященные открытию и исследованию Арктики и Антарктики. Посетители могут увидеть исторический фильм о русских мореплавателях, а также видеоперформансы от Павла Пепперштейна, Maotik, Андрея Свибовича и других медиахудожников. Осматривать выставку следует в вечернее и ночное время.
Фестиваль современного видеоарта
После новогодних праздников в ЦСИ имени Сергея Курехина возобновил работу восьмой фестиваль «Видеоформа», посвященный видеоарту. Посетителям центра представили кураторские скрининги и выставку работ современных художников — Пьера Вильмена, Саши Аникиной и других авторов. Кураторы проекта Екатерина Юшкевич и Николай Маргиев обнаруживают в их произведениях связи с геологией, картографией, капитализмом, открытием атома, насилием, поэзией и другими темами. Организаторы также подготовили программу с лекциями, обсуждениями и встречами.
Групповая новогодняя выставка
В DiDi Gallery на Васильевском острове работает экспозиция, посвященная новогодним сюжетам в искусстве. Кураторы галереи собрали работы, связанные с символами зимних праздников: от снега до новогоднего стола. Участие в выставке приняли одиннадцать авторов. Так, Максим Савва в работе «Тесей и Ариадна» обыграл образ снегоуборщика, Виктор Ремишевский представил инсталляцию в виде красной звезды, а Павел Плетнев создал свой объект из разноцветных витражей.
История корейского фотоискусства
Новый проект «Росфото» приурочен к 30-летию российско-южнокорейских отношений. Экспозиция показывает, как менялись темы и приемы корейских фотографов с 1920-х годов до настоящего времени. Выставку десяти авторов разбили на три хронологических раздела. Первый посвящен зарождению фотографии в этой стране, второй — корейскому фотомодернизму второй половины XX века, третий — фотографам, которые активно экспериментируют со смежными областями современного искусства.
Рафаэль и его влияние на европейскую живопись
В декабре в Зимнем дворце начала работу выставка, посвященная влиянию Рафаэля Санти на искусство с XVI века и до наших дней. В трех залах музея выставили сотни экспонатов — не только работы самого Рафаэля, но и картины других художников (маньеристов, караваджистов и мастеров барокко). Гости Эрмитажа увидят, например, полотна Пармиджанино, Рубенса и Пикассо: их произведения дополняют работы Рафаэля, показывая преемственность европейского искусства. Петербуржцам также впервые показали восемь монументальных фресок школы Рафаэля, которые недавно были отреставрированы.
Экологические фотопортреты
Выставка петербургского фотографа Марии Никитиной в музее «Эрарта» посвящена мусору. В своих фотопортретах она соединяет живописные образы с миром одноразовых вещей: герои ее работ позируют на фоне свалок, пластиковых стаканчиков и пакетов. Главная идея проекта — подтолкнуть посетителей к размышлению о проблемах экологии. «Мне хотелось подойти к проблеме эстетически», — поясняет Никитина.
Агитационные плакаты в Мраморном дворце
В Мраморном дворце выставили 120 плакатов из собрания Русского музея на тему просвещения в России первой трети ХХ века. Гости выставки увидят материалы разной направленности: от плакатов с пропагандой образования до рекламы книжных магазинов, издательств и библиотек. Один из разделов экспозиции посвятили плакатам известных художников на тему ликвидации безграмотности — они выполнены Борисом Кустодиевым, Александром Дейнекой и другими. Экспозицию дополнили скульптурами, монетами и произведениями декоративно-прикладного искусства.
Арт-объекты и живопись о воде в городе
В Новом зале Государственного музея городской скульптуры выставили живопись, графику, скульптуры и арт-объекты, посвященные воде, от 50 художников из Петербурга, Москвы и Японии. На выставке представлены, например, экспозиционный модуль в виде огромного QR-кода-фонтана и видеоинсталляция с пляжем Петропавловской крепости. Кроме того, частью экспозиции стали проект пирса с декоративной скульптурой, арт-объект «Водяные часы» памяти Иосифа Бродского и цикл графических произведений, посвященных рекам и каналам Петербурга.
Мандельштам в музее Анны Ахматовой
Музей Анны Ахматовой продолжает проводить выставки, посвященные современникам поэтессы. Вслед за уличной экспозицией о Бродском и выставкой о Булгакове музей открыл выставочный проект «Осип Мандельштам. Держу пари, что я еще не умер». В мемориальной квартире Ахматовой можно увидеть предметы, связанные с жизнью Мандельштама: например, его шаржевый портрет работы Николая Радлова и рабочий вариант эссе «Листки из дневника».
Время
с 15 до 31 января (кроме понедельника)
Место
Стоимость
300 рублей
Ссылка
Выставка по мотивам «Оды к Левконое» Горация
Выставки московской художницы Алины Глазун проходили в Вене, Цюрихе и Екатеринбурге, в Петербурге ее работы можно было увидеть, например, в «Пассаже» и «Третьем месте». В Myth Gallery, где Глазун уже выставлялась, покажут ее новый проект. Работы выставки отсылают к «Оде к Левконое» Горация: художница цитирует произведение древнеримского поэта и представляет посетителям реди-мейд-композиции. Важной частью выставки стали объекты из ткани, отсылающие то ли к театральным, то ли к храмовым завесам.
Трехмерные картины из бумажных цветов
Чжуан Хунъи — китайско-нидерландский художник. В 2013 году он представлял КНР на Венецианской биеннале. Хунъи создает трехмерные картины из бумажных цветов, сложенных в технике оригами и покрытых красками. Так традиционный для Китая материал — рисовая бумага — сочетается с образами голландских цветочных полей. Богатство цветовой палитры лучше всего раскрывается, когда зрители перемещаются по выставочному пространству.