В Музее Анны Ахматовой до конца года работает выставка под открытым небом «Сохрани мою тень». Она посвящена памяти Иосифа Бродского — в этом году поэту исполнилось бы 80 лет.
Экспозиция организована в саду Фонтанного дома. На одной из стен размещены фотографии Бродского, материальные свидетельства его эпохи — посуда, одежда, мебель — и аудиоклипы. Над проектом работали творческая мануфактура «ПТХ» (Женя Исаева и Маша Небесная) и театральный режиссер Яна Тумина.
«Бумага» осмотрела уличную выставку «поэтической археологии» и рассказывает, как устроен проект.
В Петербурге растет заболеваемость коронавирусом. Музеи города продолжают работу, но «Бумага» просит вас не забывать о возможных рисках и мерах предосторожности.
Адрес: сад Фонтанного дома
Время проведения: до 31 декабря
Ссылка: akhmatova.spb.ru
Вход: бесплатно
Что можно увидеть на выставке?
«Сохрани мою тень» работает под открытым небом: на одной из садовых стен воссоздали личное пространство Иосифа Бродского и предметы его эпохи. Всё начинается с телефонной будки, над ней — слегка истершееся слово «Свобода» и табличка с номером 47-го автобуса (он шел прямо к дому поэта — выше по Литейному).
Следующие фрагменты стены отражают другие, символичные для коммунальной квартиры, пространства. В «коридоре» представлены почтовые ящики, на всех — номер 28 (это номер квартиры в доме Мурузи, где жил поэт). Внутри лежат телеграммы, конверты с иностранными марками или опавшие листья. В «кабинете» — «вросшие» в стену стол и настольная лампа. В «спальне», оформленной в голубых и розовых тонах, выставлены голубые джинсы, покрытые слоем мха, — как символ давно прошедшей юности.
В некоторых «комнатах» — строки стихов Бродского на копировальной бумаге, фотографии поэта на фоне небоскреба и с рыжим котом, упаковка китайской тушенки «Великая стена». Стены расписаны стихами Бродского, из динамиков доносятся звуки — от шума посуды на воображаемой кухне до голоса поэта, дающего интервью.
— Нам нужно было создать монографический «выставочный продукт» в том смысле, что главный герой один — поэт Иосиф Бродский. И художник выставки один. Творческая мануфактура «ПТХ» — это два художника, но это не меняет дела, так как это настоящее сотворчество. Действуют они именно как единый автор. Изначально мы задумывали этот проект для выставочного зала, но в итоге решили устроить его в саду. Ведь Бродский, его стихи — это прежде всего свобода, творческая и экзистенциальная. А свободе больше всего соответствует открытое пространство, вольный воздух.
Чем интересная экспозиция?
«Сохрани мою тень» — это выдуманное пространство, реконструирующее 60-е и 70-е годы ХХ века. Проект не претендует на историческую достоверность: куда более точное воссоздание того времени можно найти, например, в знаменитых «Полутора комнатах». У авторов уличной выставки в саду Фонтанного дома была другая цель — превратить образ коммунальной квартиры поэта в псевдоархеологическую инсталляцию.
— Идея выставки — археологические раскопки, обломки былой империи, где вещи переплетаются со смыслами. Вообще, как и на прошлых выставках из этого цикла [«В предлагаемых обстоятельствах»], нашей задачей было просто напомнить, расшевелить и сподвигнуть вновь или впервые нырнуть в поэзию Бродского. Потому что мы уверены, что любые стихи — это тренажер для души.
Экспозицию выстроили вокруг многочисленных аллюзий и реминисценций: даже название выставки является цитатой из раннего стихотворения Бродского «Письма к стене». Отсылают эти строки и к девизу рода Шереметевых Deus conservat omnia! («Бог сохраняет всё») — эта надпись нанесена на фасад Фонтанного дома. Подобная интертекстуальность предполагает вдумчивую прогулку и внимательное изучение выставленных в саду артефактов — только так можно заметить все цитаты и пересечения (например, надпись «Не выходи из музея, не совершай ошибку» на выходе из сада).
— Женя Исаева, Маша Небесная и Яна Тумина придумали поэтическую археологию, где смысл стиха так же многослоен, как старая стена, сохранившая слои обоев, газет, черновиков, рисунков. Визуальный ряд весь построен на аллюзиях, недосказанностях. И каждый, кто придет на выставку, сам «достроит» эти образы. Возможно, найдет «свои» стихи, захочет их прочитать или перечитать.
Почему это нужно увидеть?
Музей Анны Ахматовой ежегодно делает выставки для молодой аудитории: подростков и школьников. Проект «В предлагаемых обстоятельствах» запустили в 2015 году. Первую выставку цикла — «Один на один» — организовали как раз в саду, только не на открытом воздухе, а во временном павильоне. Таким образом, шестая экспозиция серии в каком-то смысле вернулась к истокам. Отчасти из-за пандемии коронавируса, отчасти — из-за своей идеи.
Перенос выставки в сад совпал с общегородским трендом: всё больше арт-пространств и художников устраивают уличные выставки. «Манеж» регулярно показывает инсталляции на площади у комплекса, паблик-арт выставляют в саду Бенуа. Впрочем, «Сохрани мою тень» напоминает скорее недавний фестиваль «Арт Проспект» и его сайт-специфичные проекты или интервенции от Кураторского форума.
С началом пандемии коронавируса популярность уличных экспозиций только выросла, и эту тенденцию легко объяснить: открытые пространства безопаснее помещений, да и соблюдать дистанцию на улице куда проще.
— У Петербурга очень сложные отношения с паблик-артом, поскольку город наш во многом «законсервирован». Поэтому мы очень рады, что всё так сложилось. Благодаря этому расширилась так называемая точка входа. И мы видим, что даже маленькие дети, которые вряд ли попали бы на экспозицию внутри, радостно бегают по выставке и задают вопросы родителям. И это здорово, потому что наша выставка становится поводом для осмысленного диалога.
Три факта о выставке
- Иосиф Бродский, скорее всего, никогда не был в Фонтанном доме. Анна Ахматова уехала оттуда в 1952 году, а с Бродским познакомилась в 1960-е. В эти годы в здании находился институт Арктики и Антарктики — закрытое учреждение, куда поэт вряд ли мог попасть.
- Это уже шестой интерактивный проект для подростков, который Музей Анны Ахматовой проводит совместно с творческой мануфактурой «ПТХ». Предыдущие коллаборации были посвящены братьям Стругацким, Анне Ахматовой и Уильяму Шекспиру.
- В мае 2020-го музей провел опрос, приуроченный к 80-летию Бродского. Респондентам предложили ответить на вопросы, касающиеся стихов Бродского и восприятия его личности. На основе результатов был создан короткий фильм «Я бы спросил у Бродского: Как дела?».
Что еще почитать по теме?
Женя Исаева и Жанна Телевицкая убеждены, что лучше всего их выставку дополнят стихи Иосифа Бродского и другие тексты, связанные с поэтом. Это могут быть его эссе «Полторы комнаты» и «Трофейное», его нобелевская речь или статьи в советских газетах (например, «Окололитературный трутень» — вырезку с этим материалом можно найти и на стене сада).
— В этой выставке нам захотелось максимально сосредоточиться на чувствовании, на собственных ощущениях и мыслях. На поэзии. Поэтому просто посоветуем еще раз открыть Бродского и «читать с любого места чужую книгу».
— В нашем случае на этот вопрос [что еще почитать] отвечает сама экспозиция: на каждом фрагменте стены есть маленькие таблички со строчками стихов Иосифа Бродского, иногда они написаны прямо на стене. И это повод развернуть короткую цитату в целое стихотворение и прочитать его впервые или услышать по-новому что-то прежде читанное. И вообще, вся выставка — это резон читать и читать.
Читайте также, на какие выставки стоит обратить внимание в ноябре, и смотрите, как эффектно выглядит проект «Утопия Спасенная» известной южнокорейской художницы Ли Бул в «Манеже». А в этом материале читайте о пространствах Петербурга, которые открыли художники.
Ищете достойную выставку, спектакль или концерт? Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭