«Амедиатека» — онлайн-сервис для просмотра сериалов с русским дубляжом и на английском языке с субтитрами. На сайте вышел последний эпизод сериала «Почему женщины убивают» от создателя «Отчаянных домохозяек» об образцовой жене из 60-х, светской даме из 80-х и современной девушке, живущей в открытом браке, — все они столкнулись с изменой, и это круто меняет их жизнь. По просьбе «Амедиатеки» «Бумага» поговорила с социологом о том, как выглядят современные семьи и изменились ли их ценности.
Как меняется роль женщины в современной семье, почему молодые люди стараются всё планировать и что заставляет их вступать в свободные отношения?
«Бумага» по просьбе сервиса «Амедиатека» поговорила с профессором факультета политических наук и социологии Европейского университета Еленой Здравомысловой.
Елена Здравомыслова
Профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета
Как промышленная революция и развитие медицины сформировали новый тип семьи
— Изменить представление людей о себе и повседневной жизни в один момент невозможно, даже если попытаться сделать это на законодательном уровне или выдвинуть идеологический тезис равенства. В данном случае правильнее говорить о долгосрочных и медленных процессах: изменения в частной жизни происходят постепенно.
Когда мы говорим о появлении новой нормы гендерного контракта — например, «работающая мать» — мы подразумеваем очень долгий процесс, который мог в самом начале охватывать небольшую группу людей. И лишь теперь мы видим результат, который можем зафиксировать.
На это повлияли процесс модернизации, промышленная революция, изменение характера труда и занятости, формы жизни людей: традиционные способы организации жизни отступили. Например, этот процесс привел к тому, что начали распадаться большие крестьянские семьи.
Изменилась роль семьи и брака — в жизни общества и отдельного человека. Раньше ключевой функцией семьи была экономическая, без семьи было не выжить. Можно было занимать последнюю роль в иерархии — быть младшей незамужней сестрой — но зато в семье.
Еще [один фактор] — то, что называют демографическим переходом. Изменяется структура населения. Раньше ему была присуща высокая рождаемость и высокая смертность. Сейчас — под влиянием медицины и с изменением образа жизни — рождаемость контролируется, а продолжительность жизни растет.
Влияют [на организацию семьи] и вопросы модернизации, которые связаны с отступлением церкви и религии от регулирования человеческой жизни. Эта секуляризация, конечно, не тотальна и не является необратимой, но все-таки имеет место. И поэтому видение семьи и брака как некоторого союза, освященного церковью, перестало быть единственным легитимным видением.
Сыграла роль и гендерная революция — прежде всего массовое вовлечение женщин в сферу оплачиваемого труда. Причем это тоже не единомоментное явление — и тоже, конечно, меняет отношения в союзе. На семейную жизнь влияет и государство, поддерживая или запрещая что-то.
Почему браки по любви чаще распадаются и как меняется отношение к супружескому сексу
— Сейчас главная причина, по которой люди заключают браки, — потребность в интимных отношениях и любви, понимаемой как абсолютное межличностное доверие. У человека должно быть доверенное лицо. И это доверие должно строиться не только на рациональных основаниях взаимной выгоды (что тоже есть), но и на неосознаваемых процессах — влечении, том, что можно назвать непонятным словом «любовь». Если это проходит и ожидание доверительных отношений у одного из партнеров оказывается нереализованным, то такие браки распадаются проще, чем те, которые основаны на взаимной выгоде.
Сексуальные паттерны очень изменились. Настолько, что сейчас добрачные связи считаются нормальными. Секс и семья уже отделились друг от друга. Жесткое нормативное регулирование сексуальных отношений в семейно-брачном контексте распространяется только на определенный круг, который может быть близок, например, к религиозным общинам.
При этом в сексе есть тенденция к гендерному равенству. В традиционных сексуальных сценариях доминировало представление о том, что секс важнее для мужчины, чем для женщины. Сейчас, мне кажется, это время ушло и потребность в сексуальном удовлетворении считается вполне универсальной. Молодые женщины ориентированы на то, чтобы получать удовольствие в интимных отношениях, и с этим согласны их партнеры.
Мало того, мы видим признание других сексуальностей — в частности меньшинств, как бы их ни вытесняли из публичного дискурса и не криминизировали. Сексуальность, какой бы она ни была, имеет право на реализацию. Сейчас никто не удивится, если любовь прошла из-за плохого секса. Интимные отношения тоже развиваются: они рутинизируются, требуют разнообразия.
Почему образ мужчины-кормильца всё еще так распространен и как в российском обществе относятся к бездетным семьям
— В разных контекстах гендерные роли в семье реализуются по-разному. Кроме того, необходимо иметь в виду разнообразие форм семьи. Российский культурный контекст — очень разнообразный. Все эмпирические исследования показывают, что в семье очень устойчива роль мужчины-кормильца. Если ты вступаешь в долгосрочные отношения, они предполагают взаимную ответственность. В этом плане роль, которую предписывает мужчине общество или он сам себе, — очень существенный вклад в обеспечение семьи.
Такие ожидания или самопонимание могут препятствовать тому, чтобы мужчина вступал в брак, — из-за нагрузки и давления. Не всегда можно ожидать равного вклада, даже если отношения предполагают равенство. Они не всегда складываются по проекту. Хотя при этом не отменяются и другие функции: отцовская, функция любимого человека.
Мы живем в обществе, где воспитание детей становится всё более затратным. Я помню конфликт в одной семье по поводу вклада в воспитание ребенка. Мать считала, что отец недостаточно участвует, потому что живет по модели отсутствующего отца — очень много работает. При этом семья была на очень высоком уровне благополучия. Но в разговоре с отцом — к тому времени ребенок уже вырос — я услышала его точку зрения: «Я считал, что это мое самое важное дело. Я должен был как можно больше зарабатывать». В этом смысле можно сожалеть о том, что нет регулируемых механизмов, которые позволяли бы [работающим отцам] быть полноценными родителями, вовлеченными в процесс.
Роль женщины — вопрос классовый и культурный. Она более разнообразна. Есть сегменты общества, в которых предполагается, что работающая мать — хорошая нормативная модель. Организована она может быть тоже по-разному: есть работающие матери, которые работают по необходимости — чтобы свести концы с концами.
Другой вариант — когда это выбор, опирающийся на самореализацию. Погруженность в материнство нон-стоп тоже может иметь за собой эмоциональное выгорание. Это вообще не очень полезно ни для ребенка, ни для семьи. У женщины есть разные возможности: в нашей культуре накопились сценарии того, как можно балансировать между оплачиваемым трудом и семейными заботами. Если общество не дает тебе институциональных возможностей для такого баланса, лучше заниматься чем-то одним: например, уйти в карьеру и отставлять родительство или вообще от него отказаться. Такой сценарий есть — он известен как выбор, а не как стечение обстоятельств.
В прежние времена бездетность стигматизировалась. Теперь мы признаем разнообразные возможности. Семья — не только для государства, которому нужен демографический рост, не только для общества, но и для человека. Есть люди, которые не хотят быть родителями. Пока что наше общество смотрит на них с удивлением и недоверием — и, я думаю, так будет продолжаться еще долго. Процент людей, принявших такое решение, не подсчитывается — трудно понять, когда оно сознательное, а не является, например, непредвиденным результатом.
Современные молодые люди больше контролируют репродуктивное поведение. Сейчас незапланированная беременность — гораздо более редкий феномен, чем раньше.
Почему молодые люди стараются всё планировать и как это сказывается на их отношениях
— Тренд современности — это рационализация. Дело не только в модернизации, но и в изменении человеческого субъекта. Мы начинаем всё проектировать и подсчитывать, строить свою жизнь как проект. Человек хочет контролировать свою жизнь — особенно в ситуации высокой степени неопределенности, в которой мы живем.
Общество тревожно, нестабильно: экономические спады, экологические катастрофы. Как говорят социологи, риски по всем направлениям. Нестабильные отношения, нестабильная занятость. Поэтому нам хочется контролировать хотя бы то, что мы можем контролировать, чтобы не сесть в лужу, обеспечить себе безопасность — и не только от заболеваний, передающихся половым путем. Наши исследования показывают, что предохранение носило рутинный характер еще десять лет назад.
Когда же молодые люди принимают решение о родительстве, они начинают проходить обследования, лечатся. Сейчас ничего не делается «просто так» — всё надо обдумать. Хотя это не всегда срабатывает, жизнь непредсказуема.
Возможно, рационализация «расколдовывает» отношения, делает их менее романтичными — в том смысле, что боли может быть меньше. Истории про бесприданницу, разбитое сердце — тенденция к рационализации подрывает этот романтический сценарий. Конечно, люди продолжают переживать — но сила аффекта и символический заряд, мне кажется, снижаются.
Очень важное место в этом проектировании семьи стал занимать поисковый этап. Время поиска надежного партнера навсегда может занять очень много времени — но при этом пока он не нашелся, выбор более свободен. «Я не всерьез, я только пробую». Пригласил на танец, переспал — это же не навсегда.
Люди уже знают заранее, что ничего вечного не бывает. Проектный характер нашей жизни, весь этот «бухгалтерский учет» и попытки приручить обстоятельства делают нас более циничными — это не значит, что сейчас люди неискренни в отношениях или у них не бывает безумных страстей.
Все стараются [поддерживать союз], исходя из своих культурных ресурсов. Например, привлечение отца к участию в родах, планированию деторождения — очень мощная эмоциональная привязка в браке. Или православизация брака. Венчание — для чего оно? Чтобы аффективно закрепить брак, хотя бы ритуалом.
Что такое «брак выходного дня» и какие еще типы сожительства популярны в современном обществе
— В нашем обществе есть консервативный идеологический тренд, который воспроизводится в средствах массовой информации, — где нам довольно лицемерно — поскольку это не соответствует действительности — объясняют, что такое правильная семья и гендерная роль. Во главе этого движения стоит такая институция, как РПЦ, которая обладает своим идеологическим аппаратом. Людям это кажется привлекательным, поскольку, казалось бы, снижает риски: что-то стабильное, традиционное, что было всегда, «плохого не посоветуют».
И этот тренд действительно делает кое-что хорошее — снижает волнение, тревожность. Но в этом есть и кое-что опасное: нам пытаются донести, что есть только одна правильная форма организации брака, а остальные — это отклонения, которые не соответствуют представлениям о нравственности — особенно российской.
Это узкое представление о норме противостоит доводу о том, что формы организации человеческой жизни разнообразны — и будут всё более разнообразны. Например, вполне легитимным стало такое явление, как «гражданский брак» — вид совместного добрачного проживания, который, в свою очередь, включает разные типы. Это очередное следствие поколенческого перелома. Я слышу панические высказывания о том, что число браков снижается, но это не значит, что люди не живут вместе — они просто по каким-то причинам не хотят регистрироваться.
Это изменение произошло за последние тридцать лет. Я хорошо помню, что еще в моем окружении люди, для того чтобы поддерживать устойчивые сексуальные отношения, должны были расписаться. Сожительство без брака общество не поощряло. Из-за браков по необходимости процент разводов в первые годы был очень высок: люди расписывались ради одной цели — чтобы все отстали. У них даже не было испытательного периода. Но сейчас — пожалуйста. Может быть, и не всегда стоит регистрироваться, потому что после этого больше экономическая ответственность.
У нас в стране высок процент повторных браков. А есть люди старшего возраста, которые, пережив брак и развод, соединяются в пары — и не расписываются. И это уже не предтеча брака, а отношение в духе «А зачем нам [снова] с этим связываться?»
Есть и такая форма отношений, которая называется LAT — living apart together: по-русски — «шпагатный брак», «брак выходного дня». Обычно это вариант не для молодой пары, для которой важно совместное проживание в связи с интенсивностью сексуальных отношений. Это тот тип отношений, когда люди могут жить врозь и даже в разных городах, но иметь в виду, что у них есть близкий человек — и делить на двоих досуг, отпуск, праздник, важные жизненные события как со знаком минус, так и со знаком плюс. Людям бывает тесно вместе, и они приходят к автономизации и используют, например, слово «партнер», а не «муж», подразумевая другой тип ответственности и иерархии. Индивидуализация — это большой культурный тренд в современном обществе.
Полиамория — довольно сложное явление, которое не является массовым феноменом. Можно задать исследовательский вопрос: насколько долгосрочны такие союзы и треугольники, которые, возможно, раньше назывались адюльтерами? Но в слове «адюльтер» есть нечто стигматизирующее. Возникает много вопросов: есть ли общее хозяйство, дети, кто ухаживает за больными родственниками? Или это только про секс и свободную любовь? Тогда это не имеет отношения к союзам брачного типа, которые предполагают долгосрочную взаимную ответственность.
Думаю, подобные эксперименты — это поиски себя. Такому человеку тесно в условиях, в которых он оказался. Но мне кажется, что в этой ситуации сложно определиться с взаимными обязательствами, кругом договоренностей. Можно ли быть уверенным в таких отношениях, что если ты заболеешь, тебе подадут воды, а если заболеют твои родители, тебе окажут поддержку?