«Бумага» и «МегаФон» организуют спецпроект об актуальной петербургской музыке: читайте о перспективных молодых музыкантах и современных течениях.
#MegaFon_Vibe — направление работы оператора с молодыми музыкантами. Например, во время VK Fest «МегаФон» проводил голосование, в котором аудитория могла выбрать участника лайн-апа: выиграл Flesh, за которого проголосовали более 100 тысяч человек. Исполнитель выступил на сцене VK Fest.
Вместе с ютьюб-каналом «Вписка» компания делает выпуски с интервью музыкантов: в каждом из них артист звонит одному из своих фанатов. Героями последнего выпуска стали Мальбэк и Сюзанна.
Каждую неделю в чартах появляются исполнители, которых еще недавно никто не знал. Например, год назад рок-исполнитель Мукка писал песни в родном городке в Нижегородской области, — теперь у его клипа «Девочка с каре» 8 миллионов просмотров. В 14-летнем возрасте Алена Швец начала сочинять песни под гитару, а спустя несколько лет ее альбом «Похороните меня за социум» прослушали почти 6 миллионов раз.
По просьбе «Бумаги» музыкальный редактор «Афиши Daily» Николай Овчинников выбрал восемь перспективных исполнителей из Петербурга, за которыми стоит следить: кто-то из них только записал первую песню, а кто-то несколько лет шел к известности.
SP4K
Кто
Электронщик и продюсер Алексей Сущик, переехавший из Липецка в Петербург. Параллельно играет инди в группе Videatape.
Что делает
Сперва Сущик предугадал моду на хаус-рэп в ремиксе на OCB Smoking Raw рэпера Boulevard Depo, затем увлекся техно. А теперь пишет электронные песни о том, что кризис среднего возраста начинается практически с рождения. Среди его композиций — песни о московском фестивале новой независимой музыки «Боль» и станции метро «Электросила».
Параллельно Сущик создает ремиксы на поп 90-х в музыкальном комьюнити «Береза» и продюсирует других артистов. Его творческий пик в качестве саунд-дизайнера — трек «Миллион» Thomas Mraz: никакого бита, только одинокое пианино.
Перспективы
У Сущика есть всё, чтобы стать новым Витей БЦХ — продюсером альбома Монеточки «Раскраски для взрослых»: он даровитый продюсер, который может превратить в чудо практически любой трек. Осталось только найти свою Монеточку.
Dvanov
Кто
Петербургско-краснодарская группа во главе с музыкантом и журналистом Иваном Белецким объединилась на фоне любви к зарубежному альтернативному кантри. Но вскоре сменила английскую речь на русскую и играет музыку куда более поэтичную.
Что делают
Записали два альбома, в которых методы зарубежной альтернативы встречаются с русским роком в его лучшей форме: в песнях Dvanov проглядывает то гитарный рок в духе ранних лет «Нашего Радио», то Егор Летов. Это очень шумная и неспокойная музыка.
Перспективы
Рок, исповедующий национальные традиции, нередко подчиняется следующей тенденции: каким бы он ни был мастерским и цепляющим, до больших площадок и популярных релизов дело может не дойти — или дойдет через долгие годы, как, к примеру, произошло с музыкой «Петли Пристрастия». Тут хочется понадеяться на счастливый случай: на последнем Пикнике «Афиши» их слушали самые разные люди — продюсеры, промоутеры, журналисты — возможно, кто-то из них захочет дать им шанс.
Алена Швец
Кто
Уроженка Челябинска, переехавшая в Петербург. Пишет песни с 14 лет, тогда же научилась играть на гитаре: по ее словам — буквально за две недели. Подписантка лейбла «Холодные звуки», главного по части женской акустики, посвященной повседневности.
Что делает
Год назад певица Гречка вернула моду на женские песни под нехитрую акустику, в которых описываются будни людей, родившихся в нулевые: вписки, падики, вино. Первое видео Алены Швец — как раз перепевка «Люби меня люби» Гречки.
Впрочем, у Швец есть несколько важных преимуществ перед коллегами — и в том числе перед предшественницей. Во-первых, саунд. Это уже не истошный дворовой рок, а соул, в котором забойный ритм чувствуется даже при отсутствии ритм-секции. Во-вторых, сторителлинг, полный ярких образов.
Перспективы
150 тысяч подписчиков во «ВКонтакте», больше 5 миллионов прослушиваний. Локальный успех к Швец уже пришел. Другое дело, что она пока отрабатывает всё то же амплуа с повторяющимися темами.
Мукка
Кто
Уроженец города Выкса в Нижегородской области. Отслужил в армии, после под влиянием эмо-рока решил заняться музыкой. Переехал в Петербург, весной 2019-го выпустил трек «Девочка с каре» — и проснулся знаменитым.
Что делает
Музыка Мукки — это рок, который возродила группа «Пошлая Молли». Немного простоватый, испещренный синтетическими мелодиями — и предназначенный прежде всего для танцев в переполненном клубе.
Главный хит музыканта — «Девочка с каре» — это больше 8 миллионов просмотров в YouTube, хлесткий припев, будто взятый у группы «Тату», и наезды от ревнителей нравственности: песня, мол, пропагандирует употребление запрещенных законом веществ. Сам певец в первом же интервью парировал: песня не об этом.
Перспективы
Самая большая проблема нового рока — отсутствие перспективы взросления: он слишком заточен под дух современной молодежи. Мукка, благо он еще в самом начале пути, может двигаться дальше.
«ДК Посторонних»
Кто
Александр Сигаев и Евгений Полатовский, уже три года играющие вместе пост-панк, подписанты лейбла Ionoff Music.
Что делают
Пост-панк на русском — вроде уже давно занятая ниша, например, «Буераком», Ploho и прочими исполнителями. А лейбл Александра Ионова у многих ассоциируется с беспорядочным выпуском чего угодно (но это не совсем правда).
Однако «ДК Посторонних» все-таки хороши. Их пост-панк неистовый — прямолинейный, боевой: «Мне нет места здесь среди вас!» и «Я однажды сыграл в прятки с самим собой, до сих пор не могу найти». Стучит драм-машина, мельтешат гитарные аккорды. Так бешено звучали группы позднего русского рока вроде «Петли Нестерова», зашкаливающая эмоция которых оттеняла общий примитивизм материала.
Перспективы
Фестиваль «Боль» и статьи в профильных изданиях — как минимум. Дальнейшее зависит исключительно от авторов.
IDAN
Кто
Он же Идан Залмансон. Жил в Риге, отучился в Великобритании, сдружился с тусовкой Green Park Gang (Оксимирон и Маркул — оттуда), выпускал музыку под псевдонимом Sifo, затем переехал в Петербург.
Что делает
Альбом IDAN называется «Зона комфорта» неспроста: это бесконечный поиск себя в чуждой среде, рефлексия, размышления о деньгах и человеческих отношениях — такой задумчивый вариант Маркула с приглушенным мелодичным битом. Финальный продакшн «Зоны Комфорта» осуществлял постоянный соратник Оксимирона Porchy.
Перспективы
С поддержкой от именитых соратников Идана ждет как минимум умеренный успех. К тому же его самокопательный рэп без пошлостей на гендерную тематику одинаково хорошо заходит и ищущей себя молодой публике, и людям на грани кризиса среднего возраста.
i61
Что делает
Ранние треки i61 — это мрачный хип-хоп с абсурдистскими текстами. Как и коллеги по Dopeclvb, он в какой-то момент устал от традиционного формата. Его последний альбом «Shelby 3» — концептуальный нью-вейв, вдохновленный саундтреками к GTA Vice City и Hotline Miami. Ритмы и звуки распадаются на части, мелодии утопают в шуме, а поверх этого — голос i61, то чистый и отчаянный, то пропущенный через автотюн. Описать его в двух словах можно как «цифровой туман».
Надо также отметить, что i61 — это не только музыка, но и дизайн, и видеоарт. Его клипы — это тот же туман, только с 3D-фигурками из 90-х.
Перспективы
i61 давно заслужил внимание, но есть ощущение, что он найдет его не у аудитории Studio 21, а у посетителей фестиваля вроде «Боли».
«Брасс»
Кто
Альтернативный рок-квартет из участников групп «Забыл повзрослеть», Nevasca и «По небу полуночи»: Никита Чудинский, Александр Демьянов, Данил Гогин, Рустам Малкович.
Что делает
Громкий и мелодичный рок о маленьких внутренних трагедиях. Методы эмо — двухголосье и громкий жалостливый вокал — в их песнях смешаны с русской тоской. У «Брасс» пока есть только один сингл, но они отлично звучат вживую и вообще могли бы обойтись одними концертами — слушатель найдется.
Перспективы
Уже упоминавшийся здесь фестиваль «Боль» — прожиточный минимум для таких групп, но в случае с «Брассом» есть ощущение, что на этом они не остановятся. Смогли же «Пасош», начинавшие с таких же тесных помещений и игравшие такую же громкую и моложавую музыку, собирать тысячные залы, — и эти смогут.