В доме Мурузи на Литейном проспекте, 24 открылся частный музей Иосифа Бродского — с комнатой, где жил поэт, лекторием и собственной библиотекой. Сейчас там проводят закрытые экскурсии для мини-групп, но в мае он начнет принимать посетителей ежедневно.
Один из кураторов проекта и редактор портала Brodsky.online Павел Котляр рассказал «Бумаге», почему в Петербурге больше 20 лет не могли открыть музей Бродского и каким будет новое пространство.
Павел Котляр
Редактор портала Brodsky.online
— История с музеем Бродского очень давняя, и в то, что его все-таки откроют, мало кто верил. В течение 20 лет над этим упорно работал Фонд создания музея Иосифа Бродского во главе с Михаилом Мильчиком (друг Бродского, искусствовед — прим. «Бумаги»). В 1972 году, будучи знаком с Бродским, он сделал фотографии во время отъезда того в Америку, а также снял обстановку «полутора комнат», где жил поэт. Эти кадры являются главным историческим источником, на основе которого наполняется пространство.
Фонд последовательно выкупал комнаты в квартире, где жил Бродский. Но возникали принципиальные проблемы, которые не позволяли открыть музей. Главная заключалась в том, что последняя жительница коммунальной квартиры, Нина Васильевна, отказалась продавать свою жилплощадь.
На финальной стадии к проекту присоединились мы с петербургским предпринимателем Максимом Левченко и совершили ряд действий, которые все-таки позволят музею в этом году принимать посетителей на постоянной основе. В частности, Левченко приобрел квартиру № 36 в доме Мурузи, которая примыкает к коммунальной, в которой жил Бродский. Это решило проблему со входом и выходом из музея (она возникла из-за того, что одна из комнат осталась невыкупленной). Потом мы начали вести диалог с Ниной Васильевной и выяснилось, что с ней нужно просто поговорить, не воспринимая как соседку Бродского, которая является помехой. У нее нет цели, чтобы музея не было. Она, наоборот, идет на контакт.
Открытие музея — это совместная заслуга Фонда создания музея Бродского во главе с Михаилом Мильчиком, портала Brodsky.online, которым руковожу я, и компании Fort Group с Максимом Левченко. У нас есть дружеская поддержка Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме и возможность исследовать коллекцию Бродского, которая там хранится.
Музей Бродского — это квартира с небольшими помещениями, и хочется, чтобы посетителям там было уютно. Сейчас пространство работает в тестовом режиме, его можно сравнить с домом-музеем архитектора Мельникова в Москве — чтобы туда попасть, нужно записываться. Но в мае мы закончим все работы и интенсивность экскурсий увеличится.
В музее есть лекторий и небольшая библиотека. Коллекцию книг целенаправленно собирала сотрудница Музея Ахматовой Ольга Сейфетдинова, которая хранит там библиотеку поэта. У нас есть книги о Бродском, его произведения разных лет издания, а также литература, которая отражает его вкусы и пристрастия. Все книги можно взять и полистать, что выгодно отличает их от музейных экспонатов.
Среди возможных планов — временное размещение подлинных предметов из Музея Анны Ахматовой с соблюдением всех условий хранения. Но кроме Музея Ахматовой, который обладает фантастической по полноте коллекцией вещей, связанных как с ленинградским, так и с американским периодами жизни Бродского, существуют и частные коллекционеры, родственники поэта. Думаю, источники вещей найдутся.
[К маю] в нынешней архитектурной концепции мало что изменится. Останутся неоштукатуренные кирпичные стены и фанерные настилы на полу. В самих «полутора комнатах» пройдет реставрация лепнины и паркета, которой руководит Михаил Мильчик.
Главные изменения пространства будут связаны с наполнением его событиями, это будет очень динамичное место. Понятно, что «полторы комнаты» — это особенная территория, но важно подчеркнуть, что мы не только о Бродском. Мы можем оттолкнуться от какой-то строки поэта и создать выставку современных фотографий Петербурга или перформанс молодых поэтов.