10 сентября 2020

В Петербурге — выставка Чжаня Хуаня. Осмотрите 37,5-метровый портрет из пепла и работы по мотивам эрмитажной коллекции

В Эрмитаже открылась масштабная выставка современного китайского художника Чжаня Хуаня «В пепле истории». Ее запуск перенесли с мая из-за пандемии коронавируса.

В музее представлены 30 произведений в разных техниках, часть из которых посвящена эрмитажной коллекции. Самая эффектная работа — 37,5-метровый групповой портрет членов китайской коммунистической партии, созданный из пепла.

«Бумага» рассказывает, что можно увидеть на выставке Чжаня Хуаня в Петербурге.

Работа из пепла «15 июня 1964 года». Фото: Алексей Смагин/«Коммерсантъ»

Адрес: Дворцовая площадь, 2

Время проведения: 9 сентября — 8 ноября

Ссылка: hermitagemuseum.org

Билет: 500 рублей


О чем эта выставка?

Выставка «Чжань Хуань. В пепле истории» — посвящение эрмитажной коллекции, России и перекличкам в истории нашей страны и Китая.

В Петербург приехали работы из нескольких серий, всего около 30 произведений. Большая часть была создана специально для Эрмитажа: примерно год назад художник приезжал осматривать коллекцию, это был его первый визит в Россию.

Анастасия Веялко
сокуратор выставки

— Эта выставка — личное высказывание художника не только об Эрмитаже, но в принципе о России. Кроме того, здесь переплетается множество концепций — в частности, размышления о жизни и смерти: художник буддист, для него это очень важный момент. Поэтому если говорить о генеральной линии, то это скорее размышления о жизни в эрмитажном ключе.

Чем интересна экспозиция?

«В пепле истории» — первая персональная выставка знаменитого китайского художника в России. Кроме того, для многих работ это вообще первое экспонирование.

Непосредственно шедеврам эрмитажной коллекции посвящены резные работы на дверях из китайских деревень, созданные мастерами из Дунъяна, где традиции резьбы восходят к VII–Х векам. В такой технике выполнены работы серии «Мой Зимний дворец» по мотивам «Мадонны Литты» да Винчи, «Флоры» Рембрандта, «Данаи» Тициана, «Дамы в голубом» Гейнсборо и других.

В Николаевском зале представлены преимущественно работы, выполненные пеплом от благовоний, который специально для мастерской Хуаня поставляли буддийские храмы Китая. Самая яркая из них — почти 38-метровый групповой портрет членов коммунистической партии КНР. Его пополняют также созданные пеплом произведения по мотивам обращений китайского и советского лидеров — Мао Цзедуна и Ленина — к народам.

Еще две работы в Николаевском зале — из новой серии Love, посвященной переживанию художником периода пандемии коронавируса и историям людей, пострадавших от инфекции.

В третьем зале, Западине, выставлены работы из другой новой серии художника — «Реинкарнация»: это живопись, главной темой для которой стал традиционный ритуал прощания с умершими в Китае.

Этикетки с названиями произведений и информацией о них находятся с торца стен, на которых они экспонируются. По замыслу кураторов, такое экспозиционное решение, как в галереях, способствует цельному восприятию. Для выставки также подготовлена карта, на которой обозначено, где какие работы представлены.

Работа из пепла по мотивам «Возвращения блудного сына» Рембрандта

Почему это нужно увидеть?

Эта выставка — первое открытие Эрмитажа после паузы на время пандемии. И первое масштабное представление китайского искусства в музее.

Кроме того, техника работы с пеплом в качестве материала уникальна. Поставленный из буддистских храмов пепел сортируется по 24 оттенкам, наносится на клейкую основу, а затем дополнительно фиксируется сверху. Так как благовония используются в храмах при молитве, по мысли художника, в этом материале заключены самые светлые устремления китайского народа.

Три факта о выставке

  • Длина группового портрета «15 июня 1964 года» — 37,5 метра. Художник вместе с командой работал над ней около 5 лет. Название произведения — это дата создания фотографии, ставшей прототипом работы.
  • Художник стал известен благодаря своим громким перформансам в Китае и США. Например, в одном из перформансов он час сидел в китайском общественном туалете, облитый медом и, соответственно, облепленный мухами.
  • Обычно после подобных выставок что-то из работ, представленных на экспозиции, остается в коллекции Эрмитажа. То же произойдет и после выставки «В пепле истории». Однако решение, какое произведение останется в Петербурге, пока не принято.

Что еще почитать и посмотреть по теме?

Анастасия Веялко
сокуратор выставки

— Я бы рекомендовала ознакомиться с сайтом художника, он пишет на английском и китайском. Там есть фотографии его ранних работ, а также подборка ссылок на статьи о его работах. Кроме того, сейчас монтируются видео к выставке, которые мы будем публиковать в аккаунтах «Эрмитажа 20/21».

Разные отделы Эрмитажа также подготовят для выставки медиации. Кроме того, к открытию издали каталог, статьи для которого подготовили кураторы выставки из Эрмитажа — Дмитрий Озерков и Анастасия Веялко, а также приглашенный сокуратор У Хун, исследователь современного китайского искусства.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
Артефакты уличных художников, новое арт-пространство и другие новые выставки Петербурга
Рисунки итальянского Возрождения и другие новые выставки Петербурга
Лотарингское стекло эпохи ар-нуво и другие новые выставки Петербурга
Видели туалет от Версаче в Эрмитаже? А он был. «Бумага» выяснила, кто его создал и что случилось
Сотни работ Брюллова, иллюстрации венгерских художников и другие новые выставки Петербурга
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.