Возведением «Лахта Центра» занималось больше 20 тысяч человек из 18 стран мира.
К 8 марта «Бумага» поговорила с тремя женщинами, которые участвовали в строительстве небоскреба и зданий вокруг него. Они рассказывают, каково работать над проектом самого высокого здания Петербурга и сталкивались ли они со стереотипами, что строительство — это не женская работа.
Юлия Гуляк присоединилась к строительству «Лахта Центра» в то время, когда небоскреб еще планировали возвести на Охте. Она руководила проектированием здания, а сейчас работает над отделкой и благоустройством комплекса.
В партнерском материале с «Лахта Центром» Юлия рассказывает, чем проектирование небоскреба напоминает ремонт дома, с какими стереотипами на стройке сталкиваются женщины-архитекторы и как она реагировала на критику здания.
Как вы попали на эту работу
— В моей семье все строители, и я даже не рассматривала другую профессию. Училась в Магнитогорске, а в 2006 году переехала в Петербург. К этому времени я поучаствовала во многих крупных проектах, среди которых были жилые комплексы, торговые центры.
На работу в «Лахта Центр» я пришла по объявлению. Увидела вакансию в интернете. В ней не был указан работодатель, но была информация о том, что это высотное здание на Свердловской набережной (до 2010 года небоскреб планировали построить в районе Малой Охты — прим. «Бумаги»). Конечно же, я сразу поняла, что это башня «Газпрома», потому что других проектов такой высоты в городе не планировалось.
Я следила за архитектурным конкурсом. С профессиональной точки зрения мне было жаль, что такой знаковый проект проходит мимо меня. Поэтому решила пойти на собеседование. На встрече руководитель целый час рассказывал, как будет сложно, но я не испугалась, прошла собеседование, и меня позвали на работу.
В первые дни работы меня очень впечатлили люди из команды. Даже развился комплекс неполноценности: мне казалось, что все здесь такие умные, красивые, невероятные — думала, не смогу. Но в итоге смогла.
Каково участвовать в строительстве небоскреба
юлия гуляк
Начальник управления по проектированию «Лахта Центра»
— На первых этапах проекта у нас было много творческих задач. Архитектурную концепцию нужно было положить на бумагу: подготовить задание на проектирование, выбрать оптимальные планировочные решения.
Сейчас мы работаем над теми вещами, которые помогут закончить строительство: дизайн интерьеров, отделочные материалы. Например, иногда приходится обсуждать и угол стыковки плинтуса, и виды герметика. В масштабе такого здания это кажется не очень значительным, но из таких мелочей тоже складывается общее восприятие комплекса.
Мне кажется, люди не всегда понимают, чем занимаются сотрудники со стороны заказчика, связанные с проектированием. Я объясняю, что это похоже на ремонт дома: вы обсуждаете с рабочими, на какой высоте должны быть выключатели, какую плитку выбрать, какой будет высота потолка, как лучше закрепить шторы и какие купить светильники. Только в нашем случае это не одна квартира, а огромный комплекс со сложной архитектурой.
И выбор решений соответствующий: как будет выглядеть подсветка здания в разное время года, в разную погоду, в будни или праздники; какой материал выбрать для фасадов планетария, как организовать логистику, чтобы сотрудники офисов, посетители открытых пространств и персонал не мешали друг другу.
Основная задача, которую я вижу перед собой как проектировщик, — вовремя перестать вносить изменения. Потому что как только ты меняешь, например, местоположение одной розетки, дополнительная работа появляется у сметчиков, электриков, сантехников и строителей. Любое маленькое изменение влечет за собой круг дополнительной работы. И важно, чтобы этот круг не был бесконечным.
Вторая задача — согласование всех решений в смежных отделах. Архитекторы хотят одного, конструкторы — другого, иногда их желания могут противоречить друг другу. Нужны люди, которые бы взяли на себя ответственность за принятие решений, чтобы этот пазл не развалился.
В чем особенности работы на стройке
— Раньше с нами в группе работали мужчины-архитекторы, но в итоге остались одни женщины. Однако вообще на стройке мужчин работает больше, поэтому я постоянно сталкиваюсь со стереотипами.
Была такая ситуация: мы обсуждали цвет стен в планетарии с женщиной-архитектором из нашего отдела и мужчиной — представителем подрядчика. Архитектор сказала, что нужен определенный оттенок, а представитель подрядчика посчитал, что это женский каприз, потому что все представленные цвета, на его взгляд, были одинаковые. Но мы точно знаем, что в завершенном интерьере такая, на первый взгляд незначительная, деталь будет существенно влиять на восприятие.
Что о вашей работе говорят окружающие
— В то время, когда проект еще планировался на Охте, часто приходилось слышать, что построить такой объект в Петербурге могут только люди, которые не любят город. Это было очень обидно. Я знаю и люблю Петербург не меньше, чем многие коренные жители.
Сейчас, когда башня построена в Лахте, все говорят, как органично она вписалась [в панораму города]. Часто, когда еду на работу, смотрю на нее: вчера она была в тумане, сегодня отражает закат. Она же красавица!
Три факта о «Лахта Центре», которые знают только специалисты
- Площадь комплекса — 400 тысяч квадратных метров. На этой площади можно разместить небольшой европейский город.
- Когда мы сдавали проект в Главгосэкспертизу, объем документации ставил 600 томов. Для доставки проекта в Москву нужна была грузовая машина. Теперь документы принимают уже в электронном виде.
- В строительстве небоскреба участвовали люди из многих стран, поэтому нам проводили тренинги по межкультурным отношениям, чтобы мы могли найти общий язык. Я люблю приводить в пример Вавилонскую башню. Только там не смогли договориться, а мы смогли — и построили это здание.