Директором Большого театра в Москве назначили Валерия Гергиева — действующего руководителя Мариинского театра и знаменитого дирижера. Слухи об этом назначении пошли еще в марте 2022 года — тогда Гергиев обсуждал с Владимиром Путиным идею восстановления Дирекции императорских театров, управлявшей двумя первыми театрами Российской империи.
«Бумага» поговорила с экспертами о том, в чем смысл подобного объединения, как изменился Мариинский театр под руководством Гергиева и станет ли смена директора благом для Большого.
Марина Дмитревская
театральный критик
— Валерий Гергиев всегда стремился к экспансии. Он человек имперский и ему чем больше земель и угодий, тем, конечно, лучше. Кроме того, поскольку имперские амбиции сейчас владеют людьми и во власти, и близкими к власти, то создание единого руководства императорскими музыкальными сценами, как было при царе-батюшке, наверное, тоже у них где-то отсвечивает. Это стремление к единоначалию, единовластию, и для театральной сцены это ужасно. Потому что театральная жизнь дорога нам многообразием.
Сказать, что Мариинский театр сейчас в ликующем состоянии, никак нельзя. В начале 90-х, когда Гергиев пришел, там действительно был расцвет оперного театра. Балетного не было никогда при Гергиеве, потому что он человек оперный. В Большом театре Владимир Георгиевич Урин вел очень интересную, с моей точки зрения, репертуарную политику. Там было много хороших приглашенных режиссеров, например.
Сейчас назначают только лояльных власти. Таким образом театр обескровливают, потому что лояльность не гарантирует таланта. В театре ситуация очень тяжелая. Ведущие балетмейстеры, типа Ратманского, уехали, так же, как и многие солисты. В последние десятилетия музыкальный театр прирастал западными театрами. Контактами с западными балетмейстерами, например, театр и развивался.
Иметь театры дубликаты — это не эффективно. Мариинский будет такой же, как Большой, а Большой — как Мариинский. Потому что из одной головы Гергиева два разных театра не родятся. Всё идет к унификации, к однотипному мышлению.
К тому же Гергиеву довольно много лет, мы с ним одного поколения, и я понимаю, что генерировать в этом возрасте новые свежие идеи — даже традиционные, даже официозные, даже ретроградные — достаточно тяжело. Он, конечно, был великим дирижером, и когда он дирижирует, он становится художником. Ему бы дирижировать больше, но у него сократились зарубежные концерты.
Владимир Дудин
музыкальный критик
— Почти весь период Владимира Урина на посту в Большом театре был непростым, но он показал себя очень достойно. В Большом театре он внедрил систему интендантского театра, когда на постановку оперы или балета приглашались интереснейшие режиссеры, дирижеры, солисты. Получались штучные, хорошо отрепетированные спектакли, которые могли быть лучше или хуже, но это был настоящий театр, которым он занимался как менеджер и как человек, которому небезынтересна судьба оперного и балетного театра в России — театра, вписанного в мировой контекст. В Большом театре появилось много иностранных режиссеров, дирижеров, солистов.
Возможно, последней каплей стало печальное антивоенное письмо, написанное в феврале 2022 года (речь об открытом письме российских работников культуры и искусства против войны с Украиной — прим. «Бумаги»), ставшее сегодня расстрельным. Боюсь, что это всё его последствия.
Фигура Гергиева удобна — прежде всего, он авторитетный музыкант, известный во всем мире, который «ничего дурного не сделает», к тому же музыкант-государственник. Но если вы начнете ходить в Мариинский театр каждый день и смотреть, в каком состоянии периодически оказываются многие спектакли и концерты с точки зрения исполнительского уровня, то могут возникнуть справедливые вопросы о такой «эффективности».
Рядом с Гергиевым в Мариинском театре сегодня нет равных ему по уровню дирижеров. Есть очень средней руки представители разных поколений, которые вынуждены обслуживать поток спектаклей и концертов, «не просыхая». Да, Мариинский театр дает больше спектаклей, но в Большом театре все эти годы по-другому относились к исполнителям. С кем бы из артистов, приглашенных на проекты в Большой, я ни говорил, все отмечали невероятно трепетное отношение к процессу подготовки спектаклей. Поэтому, я считаю, что по Большому театру нанесен удар.
Понятно, что Гергиева поставят, а заниматься делами будет целый штат директоров. В Мариинском театре этот штат сейчас раздут до неприличия. Возникает впечатление, что эта пресловутая «единая дирекция» нужна, чтобы разрушить налаженное веками до основания. Все процессы в культуре сейчас подвергаются очень серьезным испытаниям. Всё движется в сторону ужесточения, контроля, убивающих в театре всё живое.
Сергей Невский
композитор
— Это видится как возрождение Дирекции императорских театров, в том виде, как она существовала с XIX века и до революции. И я думаю, что со стороны властей это компенсационный жест за утрату Гергиевым европейских и американских контрактов после поддержки им войны.
Неизвестно, сколько всё это продлится, но это выглядит крайне неуклюжим решением — я не думаю, что даже Гергиеву от него будет хорошо. Потому что Большой театр — такая же огромная и неподъемная махина, как Мариинский. У Мариинского театра есть три сцены в Петербурге и филиалы во Владикавказе, во Владивостоке, и, если к этому добавятся еще три сцены Большого театра, — я не думаю, что одному человеку физически возможно руководить восемью сценами, тем более участвовать в этом как художнику.
Вероятно, это такое предложение, от которого сложно отказаться. Мне кажется, это похоже на то, как перед смертью Сталина было укрупнение министерств (МВД объединили с министерством госбезопасности). Думаю, это такая печальная примета времени.
То, что сейчас происходит с обоими театрами, — это провинциализация из-за разрыва культурных связей с миром. На Западе Валерия Гергиева считают одним из официальных лиц путинской культуры. А Мариинский театр видится фасадом путинской культурной империи. И если фигура Гергиева распространится и на Большой театр, это не прибавит возможностей маневра для людей, которые там работают.
Что еще почитать:
- Из репертуара Театра на Васильевском убрали спектакль по пьесе Аси Волошиной, которая высказывается против войны
- Театр Fulcro был одним из самых авангардных в Петербурге. С началом войны команда переехала в Израиль: как они нашли свое место в новой среде?
Фото обложки: Валентин Егоршин / ТАСС