18 марта 2022

Импрессионистов из собрания Эрмитажа не могут вернуть с парижской выставки. Почему так получилось и возможен ли арест картин?

60 произведений из эрмитажной коллекции братьев Морозовых не могут вернуться в Петербург из Франции. Вместе с работами московских музеев они экспонировались на масштабной выставке в Париже, а после начала военных действий в Украине появились призывы к их аресту.

«Бумага» рассказывает, что о возвращении картин говорят французская и российская стороны, возможен ли арест коллекции и что мешает возвращению произведений прямо сейчас.

В Париже прошла выставка импрессионистов из коллекции братьев Морозовых. Около трети работ — из Эрмитажа

Братья Михаил и Иван Морозовы были известными московскими филантропами и коллекционерами. Михаил Морозов начал собирать новое французское искусство в 1887 году, и довольно скоро в его коллекции оказались работы Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Поля Гогена и Винсента Ван Гога.

Иван Морозов начал коллекцию с работ русских живописцев (в частности, Константина Коровина и Михаила Врубеля), но затем тоже обратился к французскому рынку — например, в 1907–1908 годы он приобрел «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне, «Девушку с веером» Огюста Ренуара и другие известные полотна.

Сегодня работы из собрания Морозовых хранятся в нескольких российских музеях. В 2019-м многие экспонаты собрали вместе для масштабной выставки «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры» в здании Главного штаба. Тогда петербуржцам показали 109 картин из эрмитажной коллекции, 31 полотно из фондов московского ГМИИ имени Пушкина и портреты братьев Морозовых от Валентина Серова из Третьяковской галереи. Генеральным спонсором выступил Фонд Louis Vuitton — тогда же была достигнута договоренность о проведении парижской выставки.

Первоначально экспозицию хотели провести в парижском центре Louis Vuitton в 2020 году, но из-за пандемии планы скорректировали (в 2016-м там же проходила выставка импрессионистов из коллекции Щукина). В итоге новую выставку открыли 22 сентября 2021 года. Парижанам представили свыше 200 работ из Пушкинского музея, Третьяковской галереи и Эрмитажа, в числе которых — произведения Поля Сезанна, Пьера Боннара, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Михаила Врубеля, Казимира Малевича и других мастеров. Эрмитаж для этого проекта предоставил 60 экспонатов.

Время работы парижской выставки продлили — а потом начались военные действия в Украине

Французскую выставку картин из собрания братьев Морозовых должны были закрыть 22 февраля. Однако экспозиция вызвала большой интерес — ее посетили более 1 миллиона человек, в связи с этим организаторы договорились с российской стороной о продлении проекта до 6 апреля.

24 февраля Россия начала военные действия на территории Украины. После этого многие страны ввели в отношении России санкции. Ограничения затронули и культурную сферу — в ЦВЗ «Манеж» отменили выставку французского художника Кристиана Болтански, а на Венецианской биеннале в 2022 году не будет российского павильона.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский призывал к сохранению культурных связей, но в итоге петербургский музей столкнулся с некоторыми трудностями — например, приостановил работу Фонд Эрмитажа в Великобритании, помогающий петербургскому музею с 2003 года.

На этом фоне пользователи соцсетей во Франции начали призывать к аресту произведений из коллекции братьев Морозовых, сообщали французские СМИ.

Франция должна вернуть картины, считают юристы. Но возвращение работ откладывается из-за логистических проблем

Независимые французские юристы, специализирующиеся на арт-рынке, сразу заявили, что правовых оснований для конфискации или ареста собственности российских музеев нет. «Согласно закону, действующему с 10 августа 1994 года, французское государство не может конфисковать эти работы, поскольку они находятся в ведении иностранных государственных учреждений», — пояснил изданию Le Figaro юрист Оливье де Бек.

Его коллега Оливье Фурноль согласился с тем, что Франция «обязана вернуть эти картины». Вместе с тем он пояснил, что экспонаты с парижской выставки должны быть возвращены «в идеальном состоянии», а это проблематично, учитывая сложности с логистикой: воздушное сообщение закрыто, а наземная перевозка связана с большим риском.

«Даже если Vuitton Foundation найдет подходящий транспорт, организации придется найти страховые компании, которые согласятся покрыть риски [связанные с перевозкой]», — рассказал Фурноль изданию Marianne. Авторы этого французского журнала предполагают, что работы из коллекции братьев Морозовых не будут возвращены в Россию, пока транспортировка не будет полностью безопасной.

Получайте главные новости дня — и историю, дарящую надежду

Подпишитесь на вечернюю рассылку «Бумаги»

подписаться

Об аресте коллекции речь пока не идет. Все стороны заверяют, что работы вернутся в Россию

Советник генерального директора LVMH Жан-Поль Клавери также заявил Le Figaro, что работы из собрания братьев Морозовых будут возвращены в Россию. «Наша обязанность — защита произведений. Поэтому мы обеспечим, как и договорились, их возвращение. Если условия для их транспортировки будут небезопасными, мы подождем», — подчеркнул он.

5 марта Министерство культуры Франции продлило до 15 мая указ об обеспечении неприкосновенности экспонатов, сообщила директор Пушкинского музея Марина Лошак. Сейчас стороны «прорабатывают логистические моменты» для возвращения коллекции Морозовых в Россию, отметил посол России в Париже Алексей Мешков. Дипломат выразил уверенность, что оптимальное решение будет найдено.

О невозможности конфискации картин говорили также спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Существуют государственные гарантии французского правительства, абсолютно исключающие всякие аресты», — заявил Пиотровский в интервью Forbes.

«Бумага» запросила у пресс-службы Эрмитажа информацию о ходе переговоров по возвращению коллекции, но представители музея не смогли предоставить эти данные.

Эрмитаж в последнее время принимал участие и в других зарубежных выставках. Некоторые работы уже вернули в музей

Выставка в Париже — не единственный зарубежный проект, использующий работы из собрания Эрмитажа. 29 января 2022 года в центре «Эрмитаж Амстердам» открыли экспозицию «Русский авангард. Революция в искусстве» с живописью, графикой, книгами, текстилем и фарфором первой половины XX века.

Из-за боевых действий в Украине Амстердамский Эрмитаж прекратил отношения с петербургским музеем, а выставка была досрочно закрыта. Экспонаты уже доставили из Нидерландов в Петербург, несмотря на логистические проблемы. «Мы благодарны коллективу центра „Эрмитаж Амстердам“ за самоотверженную работу по возвращению экспозиции. Все правила музейной логистики были соблюдены досконально», — заявил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Искусствовед и соосновательница BigCityArt Елизавета Зиновьева рассказала в телеграм-канале проекта, что центр «Эрмитаж Амстердам» передал все экспонаты с закрытой выставки в российское посольство. «Что мешает поступить так же Фонду Louis Vuitton, я, честно говоря, не знаю», — добавила она.

Некоторые работы из коллекции Эрмитажа находятся сегодня в Италии, на выставках в Милане и Риме. Петербургский музей не стал немедленно отзывать экспонаты, стремясь сохранить «культурные мосты» с итальянскими партнерами, рассказал Михаил Пиотровский. «Возврат готовится в соответствии с общими договоренностями с учетом политической обстановки и транспортной ситуации», — отметил директор Эрмитажа.

Фото на обложке: Поль Гоген, «Женщина, держащая плод» / Государственный Эрмитаж

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
Классик немецкого романтизма в Эрмитаже и другие новые выставки Петербурга
Академическая живопись, издание Базелица в «Полутора комнатах» и другие новые выставки Петербурга
Где смотреть искусство за пределами центра? Гид «Бумаги» по современным площадкам в промышленных и спальных районах
Скульптуры в окнах и другие новые выставки Петербурга
Стараться больше, чтобы получить меньше. Как Anna Nova Gallery удается продвигать российских художников не только внутри страны, но и за границей
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.