Анонимный петербургский художник Loketski активно занимается стрит-артом с апреля 2019 года. Он изобразил патриарха Кирилла на березе в знак протеста против застройки скверов храмами, подложил мешок с мусором к зданию МВД в поддержку Ивана Голунова и раскрасил бетонные ограждения к Пасхе.
Последняя инсталляция Loketski посвящена инфраструктуре Парнаса — это бюст Юлия Цезаря с нарисованными слезами и надписью «Красоту спасет Рим». Художник установил его 24 июня, на следующий день Цезаря убрали. Его бюст Loketski заменил на череп и написал «Красоту спасет R.I.P.».
«Бумага» поговорила с Loketski о его работах и проблемах Парнаса.
— Вы рассказывали, что создали первую работу чуть больше двух лет назад. С чего началось ваше увлечение стрит-артом и почему между работами был такой большой промежуток?
— «Шар желаний» Даниила Хармса (шар с табличкой с цитатой Хармса «Постепенно человек теряет свою форму и становится шаром. И став шаром, человек утрачивает все свои желания» — прим. «Бумаги») можно считать точкой отсчета. Два года назад мои творческие силы были направлены в иное русло, я не собирался продолжать. Сегодня же я настроен серьезно, чувствую, что созрел для улицы. Мне есть что сказать.
— Чем вы занимаетесь в обычной жизни?
— Ради сохранения анонимности я готов беседовать о чем угодно, но не о своей личности. Скажу только, что у меня несколько творческих профессий.
— Как вы выбираете места для работ и чем вдохновляетесь?
— Источники вдохновения поджидают буквально на каждом шагу — обломок старой плиты, бетонная тумба, сгнившая деревянная дверь. Холстом может стать что угодно. Вдохновляет сама жизнь с ее несуразностями и несправедливостями. Вдохновляют люди, живущие в нашем городе, даже те, кто категорически не приемлет мое творчество.
— Какие ваши работы закрасили и уничтожили сразу, а какие продержались дольше?
— Закрашивают то, что относится к области верований и суеверий. Например, «Черте-что» и пасху с яйцами, дверь обсерватории (там был изображен Стивен Хокинг с подписью: «В сутках 24 часа и 3 храма» — прим. «Бумаги») закрасил сотрудник, тоже, видимо, «от греха подальше». На Цезаря могла обидеться управляющая компания или просто кто-то утащил домой из сувенирно-хулиганских побуждений. Остальное стоит.
— Как работа «Междугородняя любовь» оказалась в фойе кинотеатра «Родина»?
— С таким предложением ко мне обратились организаторы интеллектуальных дебатов Александра Цыпкина из Москвы и Льва Лурье из Петербурга о соревновании двух столиц. Просили привезти инсталляцию «Междугородняя любовь», но из-за ее тяжести (это две бетонные плиты с надписями «бордюр» и «поребрик» — прим. «Бумаги») было решено сделать уменьшенную копию. Не скажу, что это очень интересно — делать повторы, но таким уважаемым людям я не мог отказать. Да и тема «Питер-Москва» мне близка. Я согласился и не жалею, было весело.
— Большинство ваших работ созданы на улицах Парнаса. Почему именно там?
— Я провожу много времени на Парнасе, успел полюбить этот район. Его судьба мне не безразлична.
— На последней работе «Красота спасет Рим» вы написали: «Всё, что сделано для 70 тысяч жителей района, — просто слезы». Что не так с Парнасом?
— В комментариях к этой инсталляции один специалист по недвижимости писал, что Парнас — еще не самый худший образец новой застройки. Я с ним согласен. Здесь не самые узкие дороги, не самые тесные парковки, много магазинов.
При этом на Парнасе нет поликлиники, почты, отделения полиции. Нет ни одного клуба, бильярда, боулинга, кинотеатра, а главное — нет библиотеки. А сегодня библиотеки — это очаг культуры. В них читают лекции, организуют художественные выставки, проводят музыкальные и другие творческие вечера. Единственное бесплатное публичное учреждение — православный храм.
— Как вам кажется, как можно исправить ситуацию?
— Городская администрация должна иметь обеспеченные бюджетом планы по развитию района с одной стороны, и рычаги давления на девелопера для их воплощения с другой. И волю, конечно. Чтобы произошло что-то хорошее, нужна воля.
— Какие еще темы, кроме Парнаса, вас интересуют?
— Меня интересует то же, что и остальных, плюс кое-что еще. Например, наши конституционные права и что от них осталось, почему закрываются школы и открываются храмы? Путин сказочный или настоящий? Почему снег белый, а дождь мокрый? Вот это всё и многое другое.
— Каких работ от вас ждать в будущем?
— План работ составлен примерно на месяц вперед. Ни объекты, ни темы раскрывать не стану, чтобы сохранить эффект неожиданности. Заявленную серию «Раздельный сбор чувств» продолжу, как и анонсировал. Остальное пусть будет сюрпризом.