Группа петербургских энтузиастов возродила утраченную технологию изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, которые можно увидеть в зданиях XIX — начала XX века. Это стало возможным благодаря случайной находке выпускника Академии Штиглица Никиты Андреева. И сейчас в московском Музее архитектуры показывают воссозданные и раритетные экземпляры.
«Бумага» рассказывает, как в старинном производстве используют вторичные материалы и как блоки Фальконье найти среди особняков Петербурга.
В 1880-х годах швейцарский архитектор и изобретатель Гюстав Фальконье у себя на родине разработал и запатентовал технологию изготовления кирпичей из стекла. Это пустотелые стеклянные блоки разных форм и цветов, которые выдувают стеклодувы.
В 1893 году кирпичи представили на Всемирной выставке в Чикаго, а затем начали применять в Европе и Российской империи — в Москве, Петербурге, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде. Кирпичами Фальконье стеклили фасады, интерьеры, окна и перегородки, декоративные панно и эркеры, зимние сады и оранжереи.
К концу 1930-х годов кирпичи Фальконье заменили стеклоблоками — менее красивым, но более дешевым материалом, который производят механически с помощью пресса. Оборудование, на котором изготавливались кирпичи Фалконье, оказалось утрачено.
Несколько лет назад студент-искусствовед Академии Штиглица Никита Андреев обнаружил стеклянные кирпичи в заброшенном доме Басевича на Большой Пушкарской улице.
«Увидел растресканное окно. Оно было выложено нетипичными зелено-голубыми стеклянными кирпичами. Парочку выпавших образцов забрал себе. После нескольких прогулок собрал небольшую коллекцию, — рассказал он „Афише. Daily“. — Стал разбираться, что это. В архивных материалах исследователи архитектуры описывали блоки как шестигранные или ромбовидные стеклянные кирпичи — при этом нигде не встречалась фамилия Фальконье».
В 2018 году Никита Андреев нашел американский блог о стекле, из которого и узнал, что его находки — изобретение швейцарца. Там же он прочитал о выставке «Мечта архитектора. Стеклянный кирпич Фальконье», которая проходила на родине изобретателя в городе Ньоне. Вместе с кураторкой Государственного музея архитектуры имени Щусева (МУАР) Анной Кистановой искусствовед съездил в Швейцарию, а затем получил предложение организовать аналогичное мероприятие в России.
В 2019 году для выставки в МУАР Никита Андреев скооперировался с преподавателем Академии Штиглица, технологом мастерской NWGlass.lab Иваном Козицыным.
«Мы стали экспериментировать, сканировали оригинальные кирпичи Фальконье, строили 3D-модели, печатали модели из пластика, делали первые формы из дерева и гипса», — рассказал Андреев «Собаке».
Так они воссоздали утраченную технологию и собрали большую команду для производства. К проекту присоединились стеклодувы, печник, металлист, сварщик, кузнец и другие специалисты.
Сейчас почти половина стекла, которое использует команда энтузиастов, — это вторсырье, поступающее от петербургских заведений и неравнодушных горожан. Готовые кирпичи применяют для реставрации домов. С их помощью, например, восстановили окна в доме Ерошенко в Петербурге и в доме Шелухиной в Нижнем Новгороде.
«Хотелось, чтобы благодаря нашей мастерской производилась бережная реставрация зданий начала ХХ века, причем по всему миру: объектов в статусе памятников архитектуры со стеклянными кирпичами Фальконье много, их использовал даже архитектор Ле Корбюзье, а специалистов, способных сделать кирпичи нужных пропорций и с четким рисунком, кроме нас, практически нет», — поделился Андреев с «Собакой».
Блоки Фальконье заказывают и частные клиенты для своих домов. Одна из партий отправилась в Краснодар.
7 апреля 2023 года в московском музее архитектуры открылась выставка «Фальконье. Архитектура света». Там можно рассмотреть и старинные стеклянные кирпичи, произведенные в Европе и Российской империи, и советские стеклоблоки, и современные кирпичи, собранные в разноцветные кладки.
В Петербурге аутентичные стеклянные блоки украшают дом Фаберже на Большой Морской, 24, особняк Безобразовой на Моховой, 34, особняк Олейниковой на Лесном проспекте, 21, особняк Зива на Рижском проспекте, 29 и дом Бубыря на Стремянной улице, 11. А новые можно увидеть на фасаде дома Ерошенко в Басковом переулке, 5.
Мы работаем для вас — оформите донат, чтобы «Бумага» и дальше писала о событиях в Петербурге
поддержать 💚Что еще почитать:
- Как в Петербурге исследуют дореволюционные витражи. Волонтеры обошли весь Васильевский остров и создали карту «витражных адресов».
- Житель дома на Петроградской — о том, как изменить проект капремонта фасада и отговорить чиновников заменять исторические окна с витражами.