Два года назад четыре диджитал-художника — Виктор Могилат, Евгений Зубков, Лев Переулков и Андрей Кочергин — создали арт-проект MXD, в котором рисуют сюрреалистичные картины о жизни в России. Они сделали коллажи про магазины «Потерпи», «Дорого» и «Тлен», переосмыслив названия популярных продуктовых сетей, а также серию работ про 1990-е годы в стиле киберпанк.
Один из авторов проекта, петербуржец Виктор Могилат, рассказал «Бумаге», как появился MXD, почему в России популярны коллажи о повышении цен и цензуре, а также зачем прибирать улицы с помощью фотошопа.
Виктор Могилат
Диджитал-художник, фотограф
Как появился арт-проект MXD и кто рисует сюрреалистические картины
— Проект MXD появился в ноябре 2017 года. Началось всё с проекта 2D Among Us (паблик во «ВКонтакте», публиковавший фотоколлажи с 2015 по 2019 год — прим. «Бумаги»), куда каждый из нас предлагал собственные работы, а потом его создатели — Валера Кошкер и Лев Переулков — пригласили нас войти в проект в качестве постоянных авторов. Тогда мы сформировали команду, познакомились и сдружились друг с другом.
В проекте 2D Among Us мы публиковали коллажи, на которых помещали героев иностранных фильмов или игр в российскую действительность. Идею придумал Валера Кошкер, и сначала она звучала так — Anime Among Us. Но так как подобных картинок в интернете было уже много, Лев Переулков предложил расширить проект и вставлять героев не только аниме, но и мультфильмов, фильмов, игр и так далее.
К сожалению, через два года у нас возникли разногласия с Валерой, и мы покинули проект. После мы хотели сделать что-то похожее на 2D Among Us, но когда начали обсуждать дальнейшие планы, то поняли, что хотим чего-то большего, чем просто вписывать персонажей в российские реалии. Мы начали накидывать идеи, и их оказалось достаточно много.
В нашей команде четыре человека — я, Евгений Зубков, Лев Переулков и Андрей Кочергин. Практически MXD — это и есть то, чем мы занимаемся в обычной жизни. Но если говорить о деятельности помимо проекта, то я работаю видеооператором и фотографом, веду подкаст о фотографии и пишу музыку. Евгений Зубков занимается примерно тем же, что и в MXD, он — диджитал-художник. Лев Переулков работает копирайтером и фотографирует, а также делает свой классный концептуальный проект, смежный с MXD. Андрей Кочергин тоже занимается фотографией и иллюстрацией.
У нас нет конкретного распределения ролей в проекте, хотя в начале мы думали об этом. Каждый просто делает свои работы. Конечно, мы советуемся друг с другом, даем фидбэк по техническому исполнению, обсуждаем идеи, а иногда и делаем внутренние коллаборации, как, например, в серии «Показалось», где мы обратили внимание на рост цен на продукты, изменив названия популярных сетевых магазинов.
Я бы назвал MXD нашей собственной площадкой для самовыражения. Мы все разные, хоть и не без пересечений во взглядах и идеях, поэтому у каждого из нас своя цель, выраженная в работах. Отсюда и разные жанры — например, в работах Евгения можно встретить ретрофутуризм и киберпанк, а у Льва это больше похоже на концептуальные социальные плакаты. У каждой серии может быть свой жанр. Мы стараемся не зацикливаться и постоянно ищем новые форматы.
Почему в России популярны коллажи о повышении НДС и картинки в стиле киберпанк
— Мне кажется, что успех MXD в том, какие темы мы раскрываем. Мы делаем работы о том, что близко нам, жителям России. Эта искренность подкупает людей. В прошлом январе повысили НДС, из-за чего во всех магазинах поднялись цены — это отразилось на каждом. Поэтому, когда мы выпустили нашу серию «Показалось» про сетевые магазины, она была близка многим жителям страны.
Конечно, немалую часть успеха приносит исполнение. Искренность — это хорошо, но важно и то, какая форма у этой идеи. Я думаю, мы делаем визуально цепляющие и красивые картинки, это прекрасно подчеркивает концепт и создает желание поделиться нашими постами с друзьями.
Одна из главных тем MXD — киберпанк в России, потому что нас очень цепляет атмосфера киберпанка. Если обобщить визуальное описание этого жанра, то это high tech, low life. Наверное, в России сегодня очень много параллелей с этой фразой. У нас в любом ларьке можно оплатить телефоном, при этом люди могут жить без газа и теплой воды. Если начать гиперболизировать всё, то мы и приходим к такому киберпанку, как в наших работах.
Популярность жанра связана с тем, что реально качественных работ по этой тематике в рунете почти нет. Есть какие-то отдельные картинки от разных авторов, но чтобы это были целые серии, связанные одной атмосферой, — такого, увы, очень мало. Спрос есть, а предложения нет.
Иногда мы проводим киберсубботники — «прибираемся» на улицах российских городов или в помещениях с помощью фотошопа. Эта моя идея. С ее помощью мне хотелось выразить урбанистическое отношение к нынешнему состоянию городов, показать то, как даже мизерные изменения вроде смены газона и создания небольшого убранства во дворах могут изменить картину. И многим это зашло по той же причине — мы все тут живем и видим состояние наших улиц.
За что критикуют MXD и зачем художники хотят провести выставку
— Не обходится и без странных обвинений. Однажды какие-то люди пытались уличить меня в бесовщине. Это произошло из-за коллажа, в котором я поместил метку Пожирателей Смерти в небо над площадью Восстания. Это было забавно. Еще было два настолько абсурдных момента, что мы даже думали, будто это шутки. Первое — люди под некоторыми работами спрашивают, настоящие ли это фотографии, уточняют, не фейк ли. Второе — нас обвиняют в связях с Госдепом, который нас финансирует, чтобы мы очерняли Россию.
В MXD для нас важнее всего социальная повестка. Со времен 2D мы повзрослели и начали замечать многие вещи — это стало отражаться на наших работах. Социальная повестка неразрывно связана с политической, поэтому во многих наших постах проглядываются и оппозиционные настроения. Но политика, на самом деле, волнует нас сильно меньше.
Планов и желаний много, что из этого исполнится — посмотрим. Хотелось бы сделать выставку, выйти в офлайн, показать свои работы не только интернет-аудитории. В общем, стать еще чуточку более серьезным проектом.
Для нас MXD — это место, где мы можем выразить себя и те вещи, которые волнуют нас, и, что самое важное и здоровское, быть услышанными, понятыми и поддержанными другими людьми, которых волнуют те же проблемы, что и нас. Это лучшее, что автор может получить.