С 8 по 26 июля в Петербурге проведут летний фестиваль искусств и современного театра «Точка доступа». Зрителям предложат три программы: основную, свободную с экспериментальными постановками и просветительскую с онлайн-лекциями. На фестивале можно увидеть, например, кукольный спектакль о пожилых людях и репетицию «Чайки» Чехова в исполнении роботов.
«Бумага» изучила афишу и пообщалась с организаторами события. Читайте, на какие проекты стоит обратить внимание, почему образовательную программу проведут онлайн, какие меры безопасности приняли в связи с пандемией коронавируса и сколько стоит абонемент на посещение большей части спектаклей.
В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о рисках и мерах предосторожности и ответственно относиться к здоровью — своему и окружающих.
«Бумага» — информационный партнер фестиваля «Точка доступа»
Площадка: разные локации и онлайн
Время проведения: с 8 по 26 июля
Стоимость абонемента: 6000 рублей
Сайт: tochkadostupa.spb.ru
Как устроена программа фестиваля?
В 2021 году летний фестиваль искусств «Точка доступа» разделили на несколько частей. В основную программу включили восемь театральных проектов: от кукольного спектакля Karlsson Haus в Михайловском саду до постановки-путешествия по роману «Бегуны» Нобелевской лауреатки Ольги Токарчук.
Проект Karlsson Haus обращается к жизни пожилых людей и работает с практикой невербальной коммуникации, а в «Бегунах» режиссера Ильи Мощицкого раскрываются темы самоидентификации и страха смерти: действие постановки проходит в Ленобласти и мессенджере Telegram, зрители могут стать участниками приключения или просто наблюдать за происходящим онлайн. Практику онлайн-дублирования спектаклей используют и в других проектах основной программы: подключиться к главным событиям фестиваля через интернет смогут все желающие.
Посетителям предложат свободную программу — эту часть фестиваля задумали как экспериментальную площадку, главным свойством которой стало стремление к разнообразию. Организаторы «Точки доступа» получили почти 400 заявок и отобрали из них 15 проектов, отличающихся радикальным воображением, исполнимостью в условиях минимального бюджета и сайт-специфичностью.
Так, участники прогулки «Мы выйдем с собой погулять в лес» Федора Елютина погрузятся в собственное детство. В проекте «Современная природа» Элины Куликовой зрители увидят обратный процесс: хтоническая тематика придет на Новую сцену Александринского театра, где на театральный язык переложат дневник режиссера экспериментального кино Дерека Джармена.
Еще одно свойство фестиваля — интерактивность: например, в Sender unknown Миколы Гоманюка зрителям предстоит вторгнуться в жизнь незнакомых людей, а в «33 сестрах» Александра Шумилина рассеянные по пространству «Никольских рядов» героини будут приглашать гостей к диалогу и контакту глаза в глаза.
Кроме того, организаторы запланировали просветительскую программу: лекции будут проходить онлайн, все желающие смогут подключиться к трансляциям. Такое решение создатели «Точки доступа» приняли в связи с эпидемической ситуацией. При организации других событий пандемию тоже имели в виду: часть мероприятий пройдет на открытом воздухе, а многие постановки не предполагают контактов с другими людьми — это цифровые спектакли, аудиопрогулки и одиночные путешествия. Другие меры безопасности тоже будут действовать: помещения регулярно убирают, гости должны носить маски и соблюдать социальную дистанцию, а на входе у них измеряют температуру.
Приобрести билеты на отдельные события можно на сайте фестиваля, но выгоднее будет купить абонемент на все спектакли — он обойдется в 6 тысяч рублей вместо 14 250 рублей, которые нужно будет заплатить за все проекты, покупая обычные билеты.
Ищете достойную выставку, спектакль или концерт?
Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭
Чем интересна «Точка доступа» в этом году?
Перформансы и спектакли «Точки доступа» всегда устраивали в необычных локациях: фестивальные события проходили на Финляндском вокзале, в кронштадтских фортах и даже в туалете отеля. Программа 2021 года не стала исключением — например, проект Петра Куркина «Симулятор школы» покажут на площадке общества «Знание» на Литейном проспекте, 42. Зрителям предложат вернуться в прошлое и на один час оказаться на уроке литературы.
🎤 Читайте интервью «Бумаги» с режиссером Петром Куркиным, который рассказал о работе над спектаклем и проблемах современной системы образования
Другие спектакли проведут на более конвенциональных площадках: так, проект норвежца Мортена Тровика PARTY SONGS покажут в концертном зале Екатерининского собрания, а постановку «Билет в кино» можно будет увидеть на «Ленфильме». Первый проект посвящен Северной Корее, второй — кинопроизводству. Еще одну заметную постановку — «Бенефис Розы Хайруллиной» — покажут на Новой сцене Александринского театра. Известная артистка превратится в объект наблюдения для зрителей, которые смогут понять, каково это — быть ей. Перформансу будут предшествовать шесть дней подготовительной работы, наблюдать за которой можно будет онлайн.
Немало интересного будет и в свободной программе — проекты из этой части фестиваля выглядят обычно еще более смелыми, чем спектакли из программы основной. В постановке «Робот Костя» Ивана Заславца роботы будут репетировать «Чайку» Антона Чехова, иммерсивная «Стая» Анастасии Киреевой и Никиты Альтмана пройдет в формате зум-игры, а события и персонажей спектакля «|общее место|» перенесли в бумажные книги.
В Музее Арктики и Антарктики зрителям предложат «Озеро, где ты живешь и вокруг которого ходишь» — 40-минутную прогулку к куполу здания в сопровождении саамских сказок. Еще одним проектом в здании Екатерининского собрания станет «Центр русской эмиграции» от театральной компании «Невозвращенцы» — постановка о выдуманном ведомстве, которое занимается делами эмигрантов.
У большинства проектов есть онлайн-ответвления. К примеру, в «Теодицею на минималках» Полины Колозариди будет предварительный акт в интернете, участники которого под руководством модераторов сформируют материалы для чтения по ключевым словам — например, «это было невыносимо» и «я не могу скрывать». Позднее эти тексты зачитают на территории «Ленполиграфмаша».
— Мы учли опыт прошлого года, когда фестиваль прошел онлайн и длился около четырех месяцев. Поэтому в программе нынешнего фестиваля есть и офлайн, и онлайн, и гибридные проекты. Все проекты основной программы сделаны специально для фестиваля, но существуют и в онлайн-версии, причем это не трансляция спектакля, а самостоятельный полноценный проект.
Почему это нужно увидеть?
У «Точки доступа» будет параллельная просветительская программа с онлайн-лекциями. Прошлогодний опыт организации фестиваля показал: формат удаленных интернет-лекций позволяет решить многие трудности с приглашением лекторов из других стран.
Онлайн-лекции сохранили и в 2021 году, что позволило привлечь к участию известных спикеров — например, о венском акционизме 1960–70-х годов расскажет Герман Нич, активный участник этого движения, создатель «Театра оргий и мистерий» и художник. Кроме того, с лекциями выступят теоретик новых медиа Лев Манович, художница и феминистка Леля Нордик и другие.
Еще одна часть фестиваля — проект «Лаборатория границ»: команда из 20 художников, композиторов и хореографов под руководством итальянца Джан-Марии Тозатти отправилась на границу России и Эстонии между Ивангородом и Нарвой, чтобы создать там свои работы.
— Главное, с чем мы работаем, — это не создание какого-то отдельного продукта или линейки продуктов, а создание среды. Просветительская программа позволяет нам погрузить зрителя в контекст, проработать ту или иную тему. Лаборатория же позволяет создать среду совместной интенсивной работы, которая потом приведет к результатам как ожидаемым, так и совершенно непредсказуемым — посеянные семена могут прорасти в любом месте.
Три факта о фестивале
- Фестиваль «Точка доступа» проводят в Петербурге с 2015 года — в 2021-м событие пройдет уже в седьмой раз.
- Авторы театральных проектов обращаются к самым разным темам, среди которых есть актуальные проблемы. Например, экологическую повестку затрагивают как в основной, так и в свободной программе: этому вопросу посвящены инсталляция «Маленькие плохие человечки» и экоопера «(не)естественное».
- Многие проекты показывают в местах, изначально не предназначенных для спектаклей, — например, на улицах и в общественных пространствах. Организаторы рекомендуют гостям выбирать удобную обувь, одежду, которую не жаль испачкать, а также брать с собой зонты или дождевики — на случай ухудшения погоды.
Что еще почитать и послушать по теме?
Участники образовательной программы фестиваля в 2020 году рекомендовали множество книг и эссе об иммерсивном театре и современном искусстве, а в конце июня похожие рекомендации составил куратор проекта «Необъяснимо прекрасно» Ваня Демидкин.
Кроме того, зрителям рекомендуют послушать подкаст «Против театра» и ознакомиться с онлайн-курсом «Кружок цифрового театра». Первоначально этот проект был платным, но к концу лета его авторы Ваня Демидкин и Денис Протопопов намерены открыть материалы для всех желающих. Если вы хотите ознакомиться с курсом уже сейчас, отправляйте свою почту в телеграм Вани @vnchkaa — он бесплатно добавит желающих в число участников курса.
Читайте также наше интервью с одним из режиссеров «Точки доступа» Петром Куркиным.
🔎 Ранее «Бумага» рассказала о главных ресторанных открытиях июня и самых занятных петербургских выставках июля.
📱 О культурных событиях мы рассказываем и в приложении PaperApp. Версию для Android можно найти тут, а для iOS — здесь.