Современное искусство в Грузии — одна из главных статей культурного экспорта. Грузинских художников, кажется, любят везде. На ярмарке в Базеле работы Кетуты Алекси-Месхишвили попадают в выборку спецпроекта Basel Social Club. Видеоарт Андре Эрадзе включают в основной проект Венецианской биеннале. Еще около пяти лет назад Андро Векуа можно было увидеть в Москве — в Музее современного искусства «Гараж».
Специально для Paper Kartuli журналист Владимир Серых рассказывает о десяти грузинских художниках, которые выставляются по всему миру и определяют, как сегодня выглядит грузинское искусство.
Кетута Алекси-Месхишвили
Кетута Алекси-Месхишвили экспериментирует с фотографическим изображением. Для одной серии она сделала фотограммы (то есть фотографии, «снятые» химическим способом без использования фотоаппарата), на которые перенесла традиционные грузинские паттерны с пакетов, купленных в старом Тбилиси. Правда, эти работы едва ли напоминают фотографии в традиционном смысле этого слова: Алекси-Месхишвили печатает их на крупных отрезах ткани.
Другие фотографии — цветные негативы, на которых она собственной рукой оставляет царапины. Третьи — полароидные снимки с изображением бытовых сюжетов или импровизированных натюрмортов.
Так или иначе, фотографические эксперименты Алекси-Месхишвили обращают зрителя сразу к двум темам. С одной стороны, они ставят вполне классические для искусства вопросы: где проходит грань между фигуративным изображением и абстрактным и отражает ли фотография реальность? С другой стороны, художница показывает, как традиционные грузинские образы трансформируются с помощью технологий.
Талия Астахишвили
Работы Талии Астахишвили почти всегда стремятся к тотальности. Зачастую это целые архитектурные конструкции, вписанные в выставочное пространство: самодельные стены из гипсокартона, разрезающие залы, фальш-стены с «оконными проемами» прямо посреди помещения или небольшие строения, в которые зритель может войти. На них же Астахишвили экспонирует свои более мелкие работы — например, графику.
Обращение к строительным материалам, общая «шероховатость» работ и их «незаконченный» вид неизбежно отсылают к архитектуре Тбилиси, где историческая застройка соседствует с новоделом.
Андро Векуа
Андро Векуа — один из самых известных грузинских художников, чьи работы редко встретишь в самой Грузии. Чаще — на европейских площадках. Это, однако, не отменяет тесной связи художника с родиной.
Одна из его знаковых серий — макеты сухумских домов, которые Векуа реконструировал по памяти и архивным фотографиям. Детские годы художника прошли в Абхазии, но семья Векуа была вынуждена переехать после убийства его отца, Владимира Векуа, одного из лидеров грузинского-национального освободительного движения, и начала гражданской войны. Как оказалось, навсегда.
Биографический опыт отражается и в других работах — например, в видео Like a Lily in My Back (2003), в котором он монтирует архивные кадры из своего детства. И тем не менее прошлое в его творчестве неразрывно связано с настоящим: на выставках можно увидеть не только работы, передающие ностальгический дух по утерянному дому, но и яркие портреты его друзей и близких, например, его жены — Кетуты Алекси-Месхишвили.
Теа Гветадзе
Если попытаться подвести всё грузинское искусство под общий знаменатель, то им могло бы стать мистическое, иррациональное мышление. При этом художники редко работают в концептуальном русле, где идея выходит на первый план, а исполнение — на второй. Чаще они сосредоточены на форме выражения, материалах и фактурах.
Гветадзе также разделяет эти мистические настроения. В ее искусстве исполнение становится неотъемлемой частью высказывания: из цветных плиток она собирает фигуры персонажей, добавляет к ним элементы одежды, а стены к своим выставкам часто красит сама — руками.
Ее герои — обычные люди, «бедняки»: женщины, продающие продукты на базаре или цветы на пляже, и мужчины-бродяги. У них нет имен и особых примет. Скорее, они становятся абстрактными, архетипичными фигурами, рассказывающими о простой жизни через символические образы.
Нино Квривишвили
Память — определяющая тема в творчестве Нино Квривишвили, как и у других грузинских художников. Однако если другие чаще отталкиваются от собственных воспоминаний, то Квривишвили интересует, как коллективная память может быть передана через материальные объекты. Именно поэтому она обращается к текстилю и рассматривает его как своего рода «капсулу времени».
Один из ее недавних проектов — «Советская радуга: от магазина текстиля к музею» — как раз демонстрирует такой подход. Квривишвили использовала обрезки советских тканей для создания новых работ и, что важнее, попыталась провести ревизию советского опыта, переведя объекты массового производства в разряд единичных и уникальных.
Андро Эрадзе
В фокусе работ Андро Эрадзе оказывается в первую очередь нечеловеческий мир: животные, деревья и растения, а также материальные объекты, созданные человеком или же другими силами.
Составить впечатление о работе этого грузинского художника можно по видео Raised in the dust (2022). В нем он показывает темный лес, на фоне гремят фейерверки. Последние выхватывают из темных деревьев фигуры животных. Вернее, их чучел. Люди в этом видео не появляются, об их присутствии мы лишь догадываемся по бесконечным хлопкам на фоне. Для Эрадзе в контексте этой (и других) работы становится вопрос ответственности: как человек взаимодействует с окружающим миром и какие последствиям это приводит.
Анна К.Е. (Aна Капанадзе Эдзгверадзе)
Еще одна участница Венецианской биеннале (на этот раз 58-ой, прошедшей в 2019 году) в этом списке. Прежде чем стать художницей, Анна К.Е. была балериной. Это наложило свой отпечаток на ее произведения.
В первых видеоработах она расчерчивает своим телом выставочное пространство, деля его на две зоны. Для другого проекта — Gone Tomorrow (2011) — создает архитектурные макеты, рассказывающие о возможных утопических сценариях развития городских пространств. Эти модели зданий она переносит и на плоскость, печатая их изображения, сгенерированные компьютером.
Может показаться, что Анна К.Е. — универсальный художник, который легко переключается с инсталляции на перформативную практику, но при этом не гнушается и более традиционных медиумов. Тем не менее центральное место в ее проектах все же занимает человек и его взаимодействие — с городом, природой или технологией.
Ника Кутателадзе
Художественная манера Ники Кутателадзе в чем-то схожа с таковой у Теа Гветадзе. В работах последней, однако, постоянно появляется цвет, ее фигуры тяготеют к монументальности, они почти полностью лишены персональных черт. Кутателадзе идет другим путем. Его произведения — небольшого размера картины, часто написанные на дереве, в темных тонах.
От Гветадзе у Кутателадзе всё тот же мистический подтекст бытовых сюжетов: из портрета мужчины проступает лик волка, застолья проходят как будто бы в абсолютной темноте, из которой вырываются лишь бледные лица, а вороны становятся спутниками изображенных на картинах людей. Свои работы Кутателадзе на выставках обрамляет тотальными инсталляциями, которые лишь усиливают погружение в сюрреальный мир художника.
Мариана Кхония
Работы Марианы Кхонии без надлежащего контекста могут сбить с толку. Это крупные ковры, выполненные в традиционных кавказских техниках из войлока. В то же время она выбирает для них нестандартные паттерны, которые напоминают скорее не о грузинских узорах, а о живописи абстрактных экспрессионистов.
Кхония близка к художникам «цветового поля», в чьих произведениях на первый план выходили крупные области разных цветов. Для Кхония также характерна масштабность: ее ковры, пусть и выглядят декоративными, всё же переопределяют собой пространство из-за их размера.
Элене Шантладзе
Элене Шанталадзе — самая возрастная художница в этом списке. Она родилась в 1946-м году в Супсе, небольшом селе в Гурии. Ее рисунки — простые и в хорошем смысле наивные работы, которые она пишет на картоне, обрывках бумаги или на ксерокопиях собственных произведений. Она рисует почти ежедневно: бытовые зарисовки сменяются почти мифическими сюжетами, фигуративные изображения иногда уступают место абстрактным, а палитра меняется от грязных горчичных тонов до нежных пастельных.
Отдельное удовольствие в работах Шантладзе — наблюдать, как органично они сосуществуют в галерейных пространствах с работами более молодых художников.
Видите, есть и хорошие новости 💚
Мы продолжим рассказывать вдохновляющие истории — а вы можете поддержать нашу работу
поддержатьЧто еще почитать:
- «В Тбилиси нет распространенного мнения, что культура вне политики». Знакомьтесь: музыковедка Христина Джишкариани и ее любимые дома на улице Ингороква.
- «Ты должен уважать вековое искусство и не имеешь права что-то недоделать». Познакомьтесь с минанкари — старинной грузинской техникой создания украшений.