29 июня 2021

Что можно увидеть на масштабной выставке Энди Уорхола и российских художников в «Севкабель Порту». Обитые мехом стены, влияние супа Campbell на русское искусство и поп-арт о смерти 🥫

В «Севкабель Порту» открылась масштабная выставка Энди Уорхола и российских художников, на творчество которых повлиял классик поп-арта. Это больше сотни работ самого Уорхола и около 60 произведений отечественных авторов.

«Бумага» побывала на выставке и рассказывает об обитых розовым мехом стенах, диалоге знаменитых банок супа Campbell с советскими консервами и темах смерти и политики на экспозиции.

В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о рисках и мерах предосторожности и ответственно относиться к здоровью — своему и окружающих.

Адрес: пространство «Цех» в «Севкабель Порту»

Время работы: с 25 июня до 19 сентября

Билет: 500 рублей

Ссылка: warholart.ru

Что можно увидеть на выставке?

Выставка «Энди Уорхол и русское искусство» в «Севкабель Порту» работает на втором этаже «Цеха» — бывшего производственного здания, построенного в 1970-х годах. Проект занимает половину второго этажа.

Оформлением пространства занималась Юлия Наполова, основательница бюро PSCulture и создательница дизайна выставки «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже. Для оформления залов она использовала диско-шары, флуоресцентные лампы, серебряную фольгу и другие характерные для поп-арта материалы.

Юлия Наполова
создательница дизайна выставки

— Нашим вдохновением стала методичность художника в построении публичного образа. Путь сквозь лабиринт раскрывает творчество Уорхола с разных сторон, и к финалу внутренний мир Энди предстает без купюр.

Архитектура экспозиции действительно напоминает лабиринт. На входе зрителей встречает портрет Энди Уорхола, залы разбиты на девять тематических зон: от пространства «Я — бренд» с автопортретами Уорхола и других художников до помещения Memento mori с более мрачными работами на тему смерти. Оформление помещений отличается: например, стены первого зала обиты розовым мехом, который символизирует гламур и китч.

Команда под руководством куратора Татьяны Звенигородской собрала более 100 работ Уорхола, большую часть этих произведений уже выставляли в Европе. В «Цехе» можно увидеть, например, оформленные художником пластинки, шелкографию с Мао Цзэдуном, знаменитые банки с супом Campbell, портреты Элизабет Тейлор, Ингрид Бергман и других знаменитостей. Все эти экспонаты взяли из частных собраний, так как межмузейный обмен с США сейчас затруднен: привезти в Петербург работы из Музея Уорхола в Питтсбурге было невозможно.

Рядом с произведениями Уорхола представлены работы советских и российских художников, созданные с 1980-х по наши дни. Выборка широкая: соц-арт Комара и Меламида, инсталляции Recycle Group, провокативное искусство Олега Кулика и работы других авторов, которые так или иначе вдохновлялись творчеством Энди Уорхола. Картины и объекты отечественных художников находятся рядом с близкими по смыслу произведениями американцев. Так, скульптуры Уорхола в виде коробок «Брилло» соседствуют с объектами, изображающими курьеров и желтую сумку доставщика «Яндекса».

Всего в «Севкабель Порту» собрали около 60 работ полусотни российских авторов. Большую их часть предоставили частные коллекционеры, а в отборе кураторам помогли заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский и куратор выст авки «Русский поп-арт» в Третьяковской галерее Андрей Ерофеев.

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт?

Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Чем интересна экспозиция?

Творчество Энди Уорхола широко известно в среде любителей современного искусства, а его персональные выставки проходили в Москве и Петербурге — например, в 2006 году работы художника показывал Русский музей. Но проект в «Севкабеле» посвящен не столько знаменитому американцу, сколько его заочному диалогу с русским искусством.

Татьяна Звенигородская
куратор

— Энди Уорхол сыграл ключевую роль для развития российского искусства. В условиях репрессивной советской культурной политики, изоляции, поп-арт вернул отечественное искусство на площадку актуальных художественных поисков, вытащив из состояния провинциального отставания.

Демонстрация влияния не выглядит надуманной, следить за перекличкой двух культур очень интересно. Например, Уорхол изображает банки Campbell Soup с разными вкусами, а российские художники — консервы. Гастрономическую тематику продолжают уже интернациональные и глобальные символы — например, еда из сети «Макдональдс» в исполнении анапского художника Виктора Пономаренко.

В зале «Шоппинг» зрителям показывают наклейки из российских торговых сетей от Миши Зотова, стальную магазинную тележку Константина Беньковича и другие подобные арт-объекты. Консьюмеристскую тему завершает мода: рядом с работой Уорхола «Мужская одежда Halston» можно найти изображение трех девушек от Владимира Грига и «Помаду» Зины Исуповой.

Еще любопытнее сопоставлять «природные» работы американского художника с произведениями российских авторов. Энди Уорхол был большим любителем животных, одна из самых известных его серий — «Вымирающие виды», в которой художник изображал зверей в технике шелкографии, используемой им и в портретах знаменитостей. По соседству с цветами, животными и пейзажами американца выставлены картины Владимира Потапова, который скрестил классический русский пейзаж с материалом для упаковки подарков.

Пересечения продолжаются и в других разделах: рисунки Уорхола на 2-долларовых банкнотах перекликаются с «Новыми деньгами» Елены Китаевой и Леонида Парфенова, автопортреты американского художника — с автопортретами российских авторов, Мао Цзэдун Уорхола — с Ельциным Миши Зотова, а изображения Мерилин Монро — с коллажами Ивана Намулата, созданными на основе фотографий Владимира Высоцкого.

Все самые интересные действующие выставки собраны в нашем приложении PaperApp 🖼️

Почему это нужно увидеть?

У проекта «Энди Уорхол и русское искусство» очень продуманная архитектура, предполагающая четкий маршрут по выставке. Начинается всё с пролога — в первом зале зрителям рассказывают о том, как Уорхол стал художником, которого сегодня знают все. Следующие пространства посвящены темам, которые волновали автора: от общества потребления до превращения человека в бренд.

В начале каждого нового раздела для посетителей размещены аннотации, подробнее раскрывающие смысл представленных там произведений. Это довольно краткие, но весьма информативные тексты: из них можно узнать, например, где Уорхол жил после переезда в Нью-Йорк и чем поп-арт отличается от экспрессионизма.

Тематическая категоризация, впрочем, не является исчерпывающей: некоторые работы позволяют подумать еще и о политике, а финальные разделы и вовсе поднимают тему смерти. Сам Уорхол отмечал, что всё его творчество так или иначе связано со смертью: автор создал целую серию «Смерть и катастрофы», работу из которой — «Электрический стул» — можно увидеть на петербургской выставке.

Эту же тему парадоксально поднимает и лирическая «Золотая книга» — серия тонких рисунков Уорхола, один из которых изображает погибшего в автокатастрофе актера Джеймса Дина. Такое завершение экспозиции выглядит неожиданно, но вполне оправданно. Поп-арт принято критиковать за поверхностность и конформизм — печальный и чуть сумрачный финал показывает несправедливость этого мнения.

Три факта о выставке

  • Первая масштабная выставка Энди Уорхола в Петербурге состоялась больше 20 лет назад: она прошла осенью 2000 года в Эрмитаже.
  • Экспозицию в «Севкабель Порту» организовал фонд «Артсолус», занимающийся созданием интернациональных выставочных проектов и работающий с актуальными российскими художниками.
  • Выставка занимает только часть «Цеха» — первый этаж здания сейчас находится на реставрации.

Что еще почитать по теме?

К выставке Энди Уорхола выпустят каталог со статьями Александра Боровского и Андрея Ерофеева, оформленный студией ABCdesign. Кроме того, почитать можно материалы «Бумаги», связанные с творчеством американского художника: интервью с директором Музея Фаберже или текст о Музее Людвига в Русском музее.

Кроме того, почитать стоит «Философию Энди Уорхола» — эту книгу написал сам художник. Публикации о творчестве автора можно найти и в интернете. Например, «Афиша» рассказывала о фильмах Уорхола, а команда Blueprint составила алфавит по миру автора.


🖼️ «Бумага» рассказывала и о других любопытных петербургских выставках июня. Читайте также наши обзоры новых экспозиций в Музее Павлова и Marina Gisich Gallery.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
Академическая живопись, издание Базелица в «Полутора комнатах» и другие новые выставки Петербурга
Где смотреть искусство за пределами центра? Гид «Бумаги» по современным площадкам в промышленных и спальных районах
Скульптуры в окнах и другие новые выставки Петербурга
Стараться больше, чтобы получить меньше. Как Anna Nova Gallery удается продвигать российских художников не только внутри страны, но и за границей
Петров-Водкин в KGallery, Рерих в Эрмитаже и другие новые выставки Петербурга
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.