В начале июня в двух выставочных пространствах Marina Gisich Gallery на набережной Фонтанки начала работу масштабная персональная выставка Александра Шишкина-Хокусая. В одном зале выставили работы для венецианского смотра, во втором — новый проект художника «Набережная рабов».
«Бумага» осмотрела выставку и поговорила с организаторами. Читайте, как художник обыграл полотно Рубенса «Отцелюбие римлянки», что он добавил в произведения для биеннале и как устроен его новый проект.
В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о мерах предосторожности.
Адрес: Marina Gisich Gallery
Время: до 25 июля
Билет: бесплатно (в выходные — 150 рублей)
Ссылка: gisich.com
Что можно увидеть в первом зале?
Александр Шишкин-Хокусай — известный петербургский художник и сценограф, неоднократный лауреат «Золотой маски», один из создателей Фанерного театра в БДТ и участник российского павильона на Венецианской биеннале в 2019 году. Первый зал в Marina Gisich Gallery посвятили именно этому проекту: там выставили фанерные инсталляции из серии «Фламандская школа», созданные художником на основе картин фламандских мастеров из коллекции Эрмитажа.
Первоначально Шишкин-Хокусай планировал создать арт-объекты на основе полотен Рембрандта и Рубенса, но режиссер Александр Сокуров, еще один участник российского павильона, тоже заинтересовался работой Рембрандта — картиной «Возвращение блудного сына». Из-за этого Александр Шишкин-Хокусай решил переосмыслить творчество других мастеров того времени — например, Франса Снейдерса и Якоба Йорданса.
На основе их полотен петербургский художник создал фанерные картины с множеством дополнительных деталей: фигурами детей и световыми элементами. В зале галереи выставили три такие работы, ассоциативный ряд которых весьма насыщен: светящиеся провода можно счесть символом энергии любого искусства, а в «Бобовом короле» кто-то увидит и политический подтекст. Многочисленные отсылки к историческим и культурным феноменам делают однозначное толкование работ невозможным.
Художник также дополнил некоторые венецианские объекты. Так, на одной из фанерных картин появился новый сюжет: женщины, подняв юбки, встречают силовиков в шлемах с дубинками. Рядом с тремя основными произведениями выставили другие экспонаты — к примеру, фигуры с портретами моделей из стран Африки. Объекты выполнены в небесно-синем цвете, фигуры перевязаны бечевками — они являются частью нового проекта «Набережная рабов». Еще одна работа вдохновлена «Отцелюбием римлянки» Рубенса: Шишкин-Хокусай перенес известный сюжет в крутящийся арт-объект — когда он достигает правильного положения в пространстве, «волосы» римлянки закрывают действие от зрителя.
Специально для этой выставки стены пространства перекрасили в нетипичные для галереи зелено-белые цвета, а архитектуру экспозиции выстроили так, чтобы работы как бы «проплывали» мимо зрителей. Такое решение неслучайно — по словам организаторов, музеи сегодня всё больше превращаются в развлекательные институции. Зачастую посетители осматривают экспозиции быстро, не задерживаясь у конкретных работ.
Чем интересен новый проект?
Во втором выставочном пространстве Marina Gisich Gallery можно увидеть новые работы художника. Открывается «Набережная рабов» довольно мрачной инсталляцией — механическим балетом с обезличенными человеческими фигурами, головы которых скрыты за мешками. Под тревожный красный свет и возгласы «Раз-два-три» они движутся вверх и вниз: постепенно движение затихает, а в финале фигуры поднимают вверх под печальную музыку — и снова опускают на землю.
Другие части экспозиции выстроены вокруг трех видеоскульптур Александра Шишкина-Хокусая: фанерных объектов, в центре которых находятся экраны. На них показывают видеоролики — например, с женской статуей на конвейере. Фигуру обливают розовой жидкостью, которую искусствовед и арт-критик Валентин Дьяконов сравнил с «кровавым потом от стресса». «Шишкин-Хокусай видит в произведениях искусства „живые машины“. Произведение рождается из органики взгляда и желания, оставаясь продуктом технического мышления, сделанности», — пишет Дьяконов.
Обрамление каждого ролика уникально: первая видеоскульптура обыгрывает историю Амура и Психеи, очертания второго объекта напоминают космический корабль, а третья похожа на театральную сцену.
Экспонаты группируются не случайно, за соединением разных образов виден нарратив. Две небесно-синие фигуры с лицами африканских моделей вывесили на одной из стен горизонтально: кажется, что мужчина и женщина лежат в трюме корабля. Другую стену отдали под фанерные картины с лицами азиатских моделей: такое решение напоминает одновременно и музейный зал, посвященный портретам, и доску почета для отличившихся работников предприятия.
Почему это нужно увидеть?
«Набережная рабов» и «Фламандская школа» — разные проекты, созданные в разное время. Тем не менее новая экспозиция была в определенной степени вдохновлена Венецианской биеннале: работы из двух серий роднят и темы, и любимый материал художника — фанера. Из нее сделаны не только сами работы, но и помпезные рамы для них. Сочетание образов старой культуры с прикладным материалом наделяет произведения некоторой самоиронией и превращает пышные орнаменты в своего рода эскизы.
Использование фанеры кажется вполне понятным: Александр Шишкин-Хокусай — театральный художник, он сотрудничал с такими известными режиссерами, как Юрий Бутусов и Андрей Могучий. Объекты из этого материала используют в театре довольно часто, и он ассоциируется именно с театральной эстетикой.
— Принято считать, что фанера — не самый современный и благородный материал, который ассоциируется в первую очередь с театральной эстетикой. Но Александр — художник театра, для него фанера имеет свою символику. В использовании этого материала есть некоторая абсурдность, но, по словам художника, театр и есть воплощение абсурда. Мы привыкли считать искусство чем-то вечным и дорогим, а Александр своими работами как бы говорит нам: о серьезных вещах можно говорить и простым языком. Серьезное искусство можно создать из простого материала: дело ведь не в материале, а в смысле. Не в золотой раме, которая обрамляет холст, а в самой работе.
Ищете достойную выставку, спектакль или концерт?
Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭
Три факта о выставке
- Александр Шишкин-Хокусай давно сотрудничает с Marina Gisich Gallery: его первая в Петербурге большая персональная выставка прошла именно в этой галерее — в 2013 году.
- Некоторые из «азиатских портретов» новой серии являются двусторонними — на обратной стороне фанерных картин тоже есть портреты.
- «Набережная рабов» оставляет немного мрачное впечатление, но завершается на оптимистичной ноте. На последней картине изображен некий футуристический объект — то ли космическая станция, то ли сооружение на далекой планете, — рядом с которым можно увидеть облако. Это значит, что на планете есть кислород — и жизнь.
Все самые интересные действующие выставки собраны в нашем приложении PaperApp 🖼️
Что еще почитать по теме?
Подробную биографию художника можно найти на сайте Marina Gisich Gallery, также он ведет инстаграм. О своем участии в Венецианской биеннале автор говорил с изданиями «Собака.ru», «Артгид» и The Art Newspaper Russia, а интервью о театральной деятельностью он давал порталу Openspace.
Также читайте материалы «Бумаги» о Венецианской биеннале. Здесь мы рассказывали, как художники из Петербурга попадают на этот смотр, а тут показывали российский павильон 2019 года.
🖼 «Бумага» рассказывала и о других любопытных петербургских выставках июня.