2 апреля 2021

Студентки СПбГУ за два дня собрали деньги и запустили реставрацию склепа из фильма «Брат». Глава группы рассказывает, как они добились ремонта и зачем ведут TikTok про кладбища

Студентки философского факультета СПбГУ запустили реставрацию полуразрушенного склепа Александра фон Бекмана на Смоленском лютеранском кладбище — он известен по фильму «Брат». За два дня девушки собрали деньги на первый этап работ: на planeta.ru их поддержали более 250 человек, кто-то даже предложил волонтерскую помощь.

У проекта есть TikTok, в нем девушки показывают надгробия и маршруты до могил знаменитых людей и рассказывают, что кладбища — это память общества, и поэтому они нуждаются в сохранении.

Глава проекта «R.I.P. — наследие кладбищ» Валерия Ефремова рассказала «Бумаге», как группа получила одобрение КГИОП на реставрацию и какими будут дальнейшие действия.

Как появился волонтерский проект «R.I.P. — наследие кладбищ»

— Наша группа называется «R.I.P. — наследие кладбищ». Это студенческий волонтерский проект, который направлен на сохранение и популяризацию некрополей — пока только петербургских, но в дальнейшем мы планируем расширить свою деятельность.

Я, любитель и исследователь кладбищ, — руководитель проекта. Также в команду входят мои однокурсницы, которые вместе со мной обучаются на третьем курсе направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в СПбГУ: София Гадышева редактирует тексты и составляет различные информационные материалы, Александра Богатырева параллельно учится на юрфаке и оказывает нам юридическую поддержку. У Ксении Безгиной большой опыт волонтерства, она всегда на подхвате и всё время подбадривает нашу команду приятными шуточками — это важно, ведь мы работаем с мрачной темой смерти. В начале недели к нам присоединилась Мария Никишина — она мониторит информационные сообщения о нас и анализирует посты в соцсетях.

Для меня кладбища — это память общества, определенный пласт культуры. В первую очередь там хранятся воспоминания об ушедших, о том, какой вклад они внесли в историю и развитие общества, искусства, культуры и военного дела.

Кроме того, это богатое художественное наследие. На кладбищах есть уникальные готические склепы, на Смоленском лютеранском, например, — разрушенный склеп 1812 года постройки, напоминающий военное сооружение. Да и кладбищенский ландшафт сам по себе интересен — в Скандинавии сейчас многие такие объекты преображаются в места, где горожане могут отдохнуть, как в парке. При этом надгробия сохраняются.

Я интересуюсь христианской культурой, пишу курсовые работы и статьи на эту тему. А еще я прихожанка лютеранской церкви Анненкирхе, поэтому мне вдвойне небезразлично, в каком состоянии лютеранские памятники. В 2019 году я пришла на стажировку в КГИОП — комитет планирует консервацию Смоленского лютеранского кладбища, мы составляли опись захоронений. Я поняла, что в Петербурге и в России такие объекты находятся в ужасном состоянии.

Как разрушается беседка из фильма «Брат» и почему ее не реставрируют

Склеп сейчас в ужасном состоянии. Одна его стена изначально была разрушена, и люди туда легко попадали, а теперь еще и дверь открыли. Откололся кусок стены, из-за коррозии сильно повреждена крыша. Объект страдает от плохой погоды.

Дело в том, что склеп — это только элемент охраны объекта культурного наследия федерального значения «Смоленское лютеранское кладбище», поэтому он охраняется не так пристально. Мне кажется, для восстановления таких объектов нужна инициатива общественности — в городском бюджете не всегда хватает на это денег.

Разрушенные надгробия — это еще не самое страшное. Самое ужасное — что там сидят маргинальные компании, люди постоянно устраивают там поджоги. Как-то осенью я застала на кладбище двух выпивающих мужчин в два часа дня — они начали ко мне обращаться, мне стало страшно, и я убежала.

На протяжение двух лет, которые я занималась Смоленским лютеранским кладбищем, я замечала, что многие люди туда приходят именно ради этой беседки. Периодически спрашивают, как до нее дойти. Мне кажется, если мы сможем сохранить и восстановить этот памятник, то интерес к самому кладбищу не потухнет, и люди обратят внимание, в каком оно сейчас состоянии.

Как надгробия стали популярными в Tik-Tok

Наш Tik-Tok — довольно странная вещь. До сих пор не понимаю, как получилось, что он стал интересен людям. Я завела его, чтобы привлечь внимание к краудфандинговой кампании, и сняла первое видео о том, как попасть на могилу Михаила Горшенева на Богословском кладбище. Видео набрало 119 тысяч просмотров.

У роликов с надгробиями и деталями, которые интересуют узкую группу специалистов, популярность меньше, но, например, видео, где я просто рассказываю, что такое склеп и для чего он нужен, посмотрели 62 тысячи человек. Правда, ролик о том, что мы открыли сбор средств на реставрацию, Tik-Tok благополучно забанил в течение восьми часов. Сказал, что это нарушение правил сообщества. Видео с маршрутом к могиле режиссера Алексея Балабанова набрало больше всего просмотров — 271 тысячу.

Как согласовывали реставрацию памятника со Смольным

Сначала я пыталась получить задание на проведение работ через «Госуслуги», но мое обращение отклонили — не хватило документов. Тогда я лично пришла в МФЦ и требовала, чтобы мою заявку приняли в специальном порядке.

Я всё время твердила о письме Минкульта от 25 апреля 2017 года, где разъясняется: задание на проведение реставрационных работ на объекте, у которого нет хозяина, могут получать люди, которые хотят этим заняться. В итоге в МФЦ понадобилась только выписка из Росреестра, где отражается информация о собственнике, и, само собой, я предварительно уведомила КГИОП и городскую ритуальную службу.

Через месяц получила положительный ответ, а потом в реставрационной мастерской мне объяснили все этапы. Получить согласование можно и напрямую у КГИОП, но я этот вариант оставляла для себя в качестве запасного. Вообще, мой опыт взаимодействия с КГИОП показал, что они готовы помогать и поддерживать, если от тебя идет инициатива.

Первый этап, на который мы уже собрали деньги, — это смета. Она обойдется примерно в 40 тысяч рублей. Еще нам нужно будет заплатить налоги и выделить средства на производство мерча, поэтому на planeta.ru мы ставили цель собрать 60 тысяч.

Второй этап — составление самого проекта, который потом должен будет пройти государственную историко-культурную экспертизу. После этого КГИОП даст разрешение на реставрацию, и тогда можно будет приступить к работам.

И сметой, и проектом, и самим восстановлением займется реставрационная мастерская «Наследие», которая работает с надгробиями, — склеп охраняется, поэтому любые вмешательства в состояние памятник могут осуществлять только структуры, у которых есть лицензия. Наша задача — искать деньги и распространять информацию.

Как собирали деньги и искали помощников

Краудфандинг — это очень здорово. Так все желающие могут принять участие в реставрации памятника. Поскольку для нас это первый опыт, мы решили начать с маленькой суммы и на старте собрали деньги только на смету.

Для любой кампании нужен мерч, который смогут получить те, кто согласится поддержать проект. Мы сами разработали дизайн для шоперов, открытки рисовала моя подруга — она хочет стать аниматором. Шоперы с надписью «Все дороги ведут на кладбище» и открытки с котиком, который сидит на надгробии, активно раскупают. Еще мы будем проводить экскурсии по Смоленскому лютеранскому кладбищу — собирались заниматься этим сами, но сейчас мне пишут люди, готовые с нами сотрудничать.

Некоторые из тех, кто узнает о проекте, даже готовы стать волонтерами: не один человек мне написал, что, если нужна не только финансовая, но и другая поддержка, они готовы помочь. А, когда я получила задание от КГИОП и поделилась новостью в соцсетях, мои друзья и знакомые отвечали, что я должна распространить такую практику на окружающих — оказывается, никто не знал, что так можно.

Как показала практика, даже у начинающих всё может пройти удачно. Мы собрали деньги за два дня. Но на саму реставрацию уйдут миллионы: во-первых, сам металл стоит дорого; во-вторых, на склепе есть элементы, восстановление которых требует нечеловеческого труда. Но сейчас, когда все увидят, что мы настроены серьезно, думаю, у нас могут появиться спонсоры. А еще в рамках кампании мы готовимся провести фестиваль по культурному наследию.


В этом тексте мы собрали восемь фактов о доме из фильма «Брат» на Васильевском острове. Читайте также материал «Бумаги» про другие городские кладбища и смотрите наш маршрут по немецкому Петербургу — от лютеранской кирхи с катакомбами до первой школы в городе.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Утрата памятников архитектуры
«Вся моя жизнь осталась на Большой Зелениной». Жительница рухнувшего дома о сообществе соседей, молчании властей и о страхе оказаться на улице 
Руководство Мариинского театра готово через суд обжаловать решение строить метро под зданием-памятником
«Критерий несколько устарел». В Заксе обсудили изменения закона об исторической застройке города
КГИОП сократил список «несредовых» исторических зданий, которые могут снести
Металлические цветы, гипсовые атланты и окна разных размеров. История доходного дома Лумберга — образцового примера модерна в Петербурге
Как меняется Петербург
Скверы, «Серебряный возраст» и снос «Фрунзенской». Как изменилась жизнь петербуржцев в сентябре
В Петербурге из-за строительства плавучих домов в Галерной гавани возбудили уголовное дело
Власти определили участки, которые изымут для строительства ВСМ 
Лекция патриарха Кирилла, презентация военных сборников в редакции Прилепина и «Цирк без границ». Это Петербургский культурный форум в 2024 году
Через «Твой бюджет» петербуржцы воплотили десятки своих идей по улучшению города. Как власти изменили «народную» программу до неузнаваемости
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.