Русский музей открыл в Мраморном дворце масштабную выставку российских художников-миллениалов. На ней представили более 100 инсталляций, скульптур, предметов графики и живописи сразу 40 авторов. Среди участников экспозиции — Владимир Абих, Лиза Бобкова, Ася Маракулина, Миша Маркер и другие художники.
«Бумага» побывала на выставке и поговорила с кураторами. Читайте, что можно увидеть на выставке, как отбирали произведения и что, по мнению кураторов, отличает современное российское искусство.
В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. Музеи города продолжают работу, но «Бумага» просит вас не забывать о возможных рисках и мерах предосторожности.
Адрес: Мраморный дворец
Время проведения: до 14 июня (кроме вторника)
Ссылка: rusmuseum.ru
Вход: 350 рублей
Что можно увидеть на выставке?
Выставка искусства миллениалов заняла восемь залов на третьем этаже Мраморного дворца. Посетителям представили больше 100 произведений в различных техниках: в меньшей степени это живопись и графика, в большей — объекты, скульптуры, инсталляции и видео.
Объект Анны Мартыненко «Пакет» создан с использованием композитной панели и микроэлектроники (эта технология делает работу динамичной), а «Отличница» Аси Маракулиной — из металла, чугуна, ткани с вышивкой и красками. Другие авторы используют также лентикулярную печать, видео или даже машинное обучение. Из живописи на выставке представлены, например, триптих Стаса Багса «Так гораздо веселее», картина Татьяны Ахметгалиевой «Я маленький и грустный робот» и яркая и немного тревожная «Встреча» Леонила Цхэ.
Представленные в Мраморном дворце авторы хорошо знакомы арт-сообществу и интересующимся современным искусством горожанам, а некоторые — Стас Багс, группа «Север-7» или Покрас Лампас — известны и широкой публике.
Объединяют художников проекта два фактора: география и возраст. Все авторы живут и работают в Петербурге: они либо родились здесь, либо учились в местных художественных вузах, либо переехали в город позднее. Кураторы говорят, что решение сосредоточиться на петербургской арт-сцене объясняется в том числе тем, что ее в Русском музее знают лучше всего.
Второй важный объединяющий признак — возраст художников, каждый из которых относится к поколению миллениалов. Представители этого поколения встретили новое тысячелетие в юном возрасте — исследователи считают, что их отличает глубокая вовлеченность в цифровые технологии.
— Художники, которые у нас представлены, родились с 1980 по 1996 годы, так что 30 лет — это средний возраст. Как правило, это люди, которые родились в Советском Союзе, но уже не помнят эту страну. На их взросление пришлось активное развитие интернета: у следующих поколений он уже был, а миллениалы помнят дисковые телефоны. Важно для них и внедрение цифровизации в визуальную культуру: любой страх или любая фантазия могут быть визуализированы с помощью компьютерных программ.
Чем интересна экспозиция?
«Поколение Y — это самое разнообразное поколение в истории», — отмечал писатель Брюс Тулган в своей книге «Не всем достанется приз: как управлять поколением Y». Выставка в Мраморном дворце скорее подтверждает эту мысль: у каждого из художников есть собственный стиль, перепутать авторов практически невозможно. Тем не менее в музее попытались выделить общие, хоть и условные для всего поколения тенденции. «Нам не хотелось делать книгу с классификациями. Это живой процесс, а те тенденции, которые мы заметили, взаимопроникающие», — рассказала Мария Салтанова.
Чтобы подчеркнуть выявленные поколенческие особенности, выставку разбили на три основных раздела: «Диалог с материалом», «Внутри себя» и «Среда обитания». Первая часть посвящена работе авторов с разными материалами: от фанеры до металла. Художники действительно демонстрируют многообразие техник: Иван Тузов выложил мозаичные фигуры Чебурашки и Микки Мауса, Федор Хиросигэ создал свои работы в технике выжигания по дереву, а Константин Решетников выполнил металлические снаряды в виде редиса и чеснока на токарно-фрезерном станке.
— Когда мы вводили в музейную базу все эти работы, мы обнаружили целый ряд материалов и техник, которых в Русском музее еще не было: так мы доказали нашу гипотезу [о важности материала для художников-миллениалов] эмпирическим путем.
Следующий раздел — «Внутри себя» — исследует психологические особенности миллениалов: их самоцентризм, погруженность в себя и потребность в самовыражении. Ярким примером этого тренда является «Горчичное зерно» Дениса Патракеева: зрители могут заглянуть внутрь коробочек на стене и увидеть ролики с участием художника.
Заключительный раздел экспозиции — «Среда обитания» — отвели художникам, для которых важна идея выхода на улицу и диалога с городской средой. От идеи показать граффити и стрит-арт организаторы сознательно отказались. Посетители видят произведения, вдохновленные уличным пространством: плакатные картины Миши Маркера, «Вот и поговорили» Владимира Абиха и копию уличной работы Максима Има «Мои стенания».
Архитектура экспозиции не предполагает жесткого тематического разделения. Например, надувную скульптуру «Авокадо» Максима Свищева можно отнести как к «Диалогу с материалом», так и к разделу, который посвящен самоцентризму поколения. Проект Егора Крафта «Контент-ориентированные исследования» в предпоследней по счету комнате вообще довольно сложно вписать в концепцию какого-либо раздела. Художник использует машинное обучение для анализа и дополнения античных скульптур с утраченными фрагментами — например, без носа.
Почему это нужно увидеть?
Новую выставку Русского музея вряд ли нужно воспринимать в качестве полноценного исследования целого поколения художников. Вернее будет счесть «Поколение тридцатилетних» попыткой познакомить широкую аудиторию с новым петербургским искусством и — таким образом — легитимизировать его в глазах старших поколений.
— Русский музей имеет широкую аудиторию, и сегментировать эту аудиторию, когда мы планируем выставку, просто невозможно. Мы готовили ее для всех: про миллениалов, но не для миллениалов. У нас даже в плане есть какие-то медиации с посетителями серебряного возраста.
Такая задача сказывается на цельности проекта: довольно сложно вместить в одну выставку сотню работ от десятков художников. В любом случае столько молодых петербургских художников в залах Русского музея не выставляли, кажется, еще никогда.
Три факта о выставке
- Выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» стала одним из самых масштабных в городе показов молодого петербургского искусства: в залах Мраморного дворца выставили работы более чем 40 художников.
- Экспозиция разделена на площадки — например, «Среде обитания» выделили только один зал. «Диалог с материалом» и «Внутри себя» занимают большие площади.
- Подавляющее большинство работ для экспонирования передали галереи, частные коллекционеры или сами авторы. Исключениями стали только каллиграффити Покраса Лампаса и копия уличной работы Максима Има — эти произведения авторы создали специально для выставки.
Что еще почитать и послушать по теме?
Желающие глубже разобраться в связи современного искусства и теории поколений могут приобрести каталог выставки, а саму экспозицию осмотреть с аудиогидом (это бесплатно). Кроме того, можно прочитать подробный обзор экспозиции от The Art Newspaper Russia или материал «Фонтанки.ру», посвященный проекту.
О других интересных выставках этого марта «Бумага» рассказывала в этом материале. Кроме того, читайте наше интервью с художников Мишей Маркером.
Ищете достойную выставку, спектакль или концерт? Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭