Киноконцерн «Грузия-фильм» находится в центре Тбилиси — в советские времена здесь располагались съемочные площадки, помещения для хранения пленки и корпуса, где жили работники студии. Сегодня производство фильмов перенесли на улицу Ахметели, а пространство «Грузия-фильм» перестраивают в новое культурное пространство.
Каждый день на территорию киноконцерна приходят не только бригадиры и строители, но и пожилой мужчина Омар Брегвадзе — кинооператор, который полвека создавал грузинское кино. От дела его жизни остались лишь снесенные корпуса, а в бывшем цехе комбинированных съемок со стен свисают пожелтевшие обои и портрет Владимира Ленина.
Журналистка Софа Ионова для Paper Kartuli узнала историю Омара Брегвадзе и поговорила с кинооператором о его юности, любви к кино и о том, что стало с последним символом его прошлого — территорией «Грузия-фильм».
Кто вы
— Меня зовут Омар Брегвадзе, я родился в 1941 году, но на студии «Грузия-фильм» работаю с 1940 года. Как так получилось? Моя мама работала здесь партийным техническим секретарем, когда была беременна мною, она была одной из старейших викингов кинематографа.
Здесь же, недалеко от студии, я ходил в детский сад, а потом приходил к матери сюда [на работу]. Ребенком я часто бегал по подземным тоннелям под киностудией.Мой отчим, Шалва Нателашвили, тоже кинематографист. Он был известным кинооператором, заслуженным деятелем искусств и лауреатом премии «Кинооператор высшей категории» в СССР.
Мой отец, Давид Брегвадзе, работал инженером, но тоже снимался в кино как актер. Так что вся семья у меня в кинематографе, и любовь к кино мне прививали с самого рождения.
После окончания школы я стал механиком на операторской тележке, с 1960 года работал помощником режиссера и, как подошел возраст, пошел служить в армию. Отслужив, я поехал в Москву и поступил на операторский факультет во ВГИК. Нам преподавали Борис Плужников, Александр Симонов, Сергей Герасимов.
Мы учили теорию кино, колористику, фотографию и комбинированные съемки. Были и практические задания: к примеру, к экзамену надо было сделать двенадцать документальных фотографий на улицах Москвы. Ходили снимали, потом проявляли и печатали сами.
Искусство кинооператора — это сочетание художественного творчества, смелое использованием сложной и разнообразной техники, на основе которой создается кинематографическое изображение и строится весь процесс производства фильма.
В кино я не работаю с распада Советского союза — на наше [место] пришли новые работники. Понимаете: каждый режиссер тянет за собой своего оператора, с кем он умеет и привык работать. Да и не только оператора, но и художника-постановщика, и сценариста.
До пенсии работал преподавателем в радиоинституте в Тбилиси, преподавал операторское мастерство. И тогда, и сейчас я не только учу, но и учусь сам — у молодых. Современная молодежь сообразительная, они всё понимают, если их заинтересовать.
Сейчас я вышел на пенсию, нигде не работаю. Я просил, чтобы мне дали работу на «Грузия-фильм» — хотя бы охранником. Не могу я без этого места — и прихожу сюда каждый день. Даже когда всю территорию переделают, я всё равно буду приходить, сидеть у старого бассейна и страдать.
Пенсия у меня 365 лари, а раньше, когда работал, и зарплата хорошая была, и постановочные. Вместе с женой — преподавательницей английского и дважды лучшей учительницей года, — мы вырастили детей.
Есть у меня и внуки, и сыновья — они помогают. Я почти ни за что не плачу. Они мне телевизор купили, хороший телефон. А вот жена умерла. Без женщины одному жить сложно. Она была настоящей подругой моей жизни.
Где мы
— Комната, в которой мы сейчас сидим, когда-то было моим рабочим местом. Раньше это называлось цехом комбинированных съемок. Здесь каждый фильм начинался и заканчивался. Здесь делали начальные и финальные титры. Я был начальником цеха, а в моем отделе работали операторы и художники-каллиграфисты, которые использовали разные шрифты для создания титров.
Что происходит вокруг? ↓
На территории «Грузия-фильм» ведутся строительные работы: аварийные постройки сносятся, а на их месте строят новые — которые будут выделены под музей грузинского кино, театр марионеток и зал для кинопоказов.
Вход в киностудию пропустить очень легко — опознавательных знаков нет, а сама арка находится чуть левее от входа в театр Туманишвили, в конце проспекта Агмашенебели.
У въезда на территорию стоят охранники, которые, впрочем, не препятствуют случайным прохожим и свободно пускают на территорию всех.
Пока нетронутым остается бассейн под открытым небом — он осушен и разрисован граффити. Раньше в нем проходили съемки фильмов.
По правую сторону от бассейна — свежие газоны, декоративные белые скульптуры и длинная надпись на стене «Киностудия» с изображениями известных грузинских киноделов. Рядом с надписью есть еще один экспонат — уцелевшие фрагменты мозаики с Руставского международного автодрома.
Буквы для титров вырезали из бумаги и собирали на стекло прописанные в сценарии строки. Потом стекло заменили пластинами из целлулоида. Понимаете, раньше не было спецэффектов, не называли их так. Их называли комбинированной съемкой. Сейчас же всё легко — поставил зеленый экран и добавил на монтаже, что нужно. А раньше технология производства для каждого эффекта была разная.
[На территории «Грузия-фильм»] вот уже года полтора идет активная стройка. Саму студию давно перенесли на улицу Ахметели. Нравится ли мне, что здесь происходит снос и реконструкция? Жаль, конечно, что старую историю разрушили. Я просил, чтобы оставили мне хотя бы мое помещение, пока я жив.
Но построят тут всё хорошо, я уверен. Новый министр культуры [Тея Цулукиани] решила на киноконцерне устроить музей и современное культурное пространство — идет большая стройка.
Что нужно знать о конфликте Цулукиани и кинематографистов? ↓
В 2022 году министерство культуры Грузии начало реорганизацию Национального киноцентра — учреждения, которое 20 лет производит и финансирует грузинские фильмы. Кинематографисты восприняли это как цензуру и выступили против нового руководства.
11 июня замдиректорка киноцентра Нино Кухалашвили сообщила, что Минкультуры начало реорганизацию учреждения и с 12 июля она не будет занимать должность. Исполнять обязанности директора стал Коба Хубуная, он был назначен указом Теи Цулукиани.
После назначения Хубуная Минкульт сократил несколько должностей в Киноцентре и уволил людей из старой команды, также вопреки недовольству коллектива и представителей индустрии, был сокращен бюджет.
Также возмущение людей из сферы кино вызывает то, что Хубуная до назначения не имел никакого отношения ни к кинематографу, ни к культуре в целом
Против замены руководства и других структурных изменений также выступили известные режиссеры, переводчики, издатели и актеры, в том числе Лана Гогорберидзе и Торнике Гогричиани. Кинематографисты проводят митинги в Тбилиси, на которых собираются сотни человек.
Как вы
— Современное кино я не смотрю, потому что с экрана слышно только «твою мать» и драки. Хотя, безусловно, есть и хорошие молодые режиссеры, снимающие достойное кино.
Молодежи я советую смотреть работы режиссеров Нана Джанелидзе, Тенгиза Абуладзе и Резо Чхеидзе. С особой любовью отношусь к творчеству Эльдара Шенгелая, оно много для меня значит. Раньше я уважал Никиту Михалкова.
Я от политики далек, политика — дело грязное, но я всё же продолжаю верить, что скоро будет мир, чтобы все народы жили как одна дружная семья. Ну а я до конца своих дней буду преданно служить искусству, стараться передавать знания молодым.
Политика — это грязное дело, поэтому мы сегодня говорили только об искусстве. Будьте счастливы и служите искусству.
Видите, есть и хорошие новости 💚
Мы продолжим рассказывать вдохновляющие истории — а вы можете поддержать нашу работу
поддержатьЧто еще почитать:
- «Я решила показать: никто не вправе разговаривать со мной в таком тоне». Как работает одна из немногих бартендерок Тбилиси — Цио Глонти.
- «Чем дольше это тянется, тем меньше шансов, что мы легко вернемся». Знакомьтесь: музыкант и подкастер Алексей Пономарев, он же Joker James.