18 июля 2023

«Власти хотят управлять культурой как тюрьмой». Режиссерка Анна Дзяпшипа — о реорганизации Киноцентра, цензуре и будущем грузинского кино

Грузинские кинематографисты протестуют против реорганизации Национального Киноцентра — учреждения, которое уже 20 лет производит, финансирует и представляет картины на международных фестивалях. По мнению протестующих, власти Грузии пытаются завладеть ранее независимой организацией.

Лозунг кинематографистов, выступающих против реорганизации, — «Грузинское кино в опасности». Митингующие обвиняют Минкульт в цензуре путем изменения руководства и увольнения сотрудников.

Журналистка Paper Kartuli Нуца Спарсиашвили поговорила о реорганизации учреждения, давлении на кинематографистов и будущем протеста с грузинской режиссеркой и искусствоведкой Анной Дзяпшипой.

Интервью проходило на грузинском языке.

Анна Дзяпшипа

искусствоведка, режиссерка, продюссерка; среди ее работ — фильмы Self- Portrait Along The borderline и On Being Dziapshipa.

Чем важен Национальный Киноцентр Грузии и в чем проблема реорганизации

— Киноцентр был основан в 2001 году и является юрлицом публичного права. Это означает, что это независимая организация, которая при этом имеет бюджет от министерства культуры Грузии. Учреждение распоряжается этим бюджетом самостоятельно.

Киноцентр важен не только тем, что финансирует кинопроизводство минимальной суммой, но также формирует кинополитику. Его цель — представление фильмов на международных площадках и популяризация грузинского кино — как за пределами страны, так и внутри.

Киноцентр не идеален, там есть проблемы. Мы все [режиссеры, актеры и люди, занимающийся кинопроизводством] сходимся на том, что Киноцентр нуждается в реорганизации. Но мы требуем, чтобы ее провели компетентно, [чтобы ей занимались] профессионалы.

Проблема в том, что [сейчас] реорганизацией руководят люди, подчиненные министру культуры, — они проводят ее [министра культуры Теи Цулукиани] политику. Главный вызов для нас, что годы работы организации, могут быть в миг обесценены.

Митинг против реорганизации Киноцентра Грузии 12 июля. Фото: Paper Kartuli

Кто теперь руководит Киноцентром и почему кинодеятели боятся наступающей цензуры

Назначение Бачо Одишарии на пост заместителя директора департамента по кинопроизводству [Киноцентра] — яркий признак того, что власть хочет контролировать кино и установить цензуру. Исходя из его биографии, очевидно, что это означает прямой контроль [властей] над Киноцентром.

Это стало понятно практически сразу: после начала нашего протеста власти начали делать заявления [по поводу реорганизации] и публично диктовать, какие фильмы надо финансировать, какие — нет. Их высказывания уже содержат признаки цензуры.

Правда ли власти Грузии говорили, какие фильмы стоит финансировать?

Председатель правящей партии «Грузинская мечта» Иракли Кобахидзе обосновал реорганизацию Киноцентра тем, что грузинскому кинематографу необходимо совершенствоваться. По словам Кобахидзе, именно на это направлены действия министра культуры Теи Цулукиани. Лидер партии также сказал, что не понимает причину протеста деятелей кино и назвал его «чрезмерным ажиотажем».

Кобахидзе при этом назвал «позорной» документальную картину Саломе Джаши «Укрощение» (Taming the Garden). Фильм рассказывает, как по заданию миллиардера и основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили в Грузии выкапывают деревья, перевозя их в частный Дендрологический парк. Фильм был снят на средства Киноцентра.

Ранее, в 2022 году, по решению директора киноакадемии Константина Эсадзе, картину «Укрощение» сняли с показов в Грузии. При этом The Guardian включил работу Джаши в список лучших фильмов 2022 года. Картина также была номинирована на премию European Film Academy Award в 2021 году в категории документальных фильмов.

Помимо этого, Кобахидзе, отвечая на вопрос журналистов, будет ли у режиссеров возможность снимать фильмы, подобные картины Саломе Джаши, заявил, что фильм может быть критическим и политически чувствительным, но «фильм с постыдным содержанием» не должен финансироваться.

Бачо Одишария тоже со своей трибуны [на телеканале PosTV] глаголит, какие фильмы нам следует снимать. Я думаю, Одишария может использовать конфиденциальную информацию о наших проектах в своей пропагандистской ТВ-программе. И это является большой проблемой.

Назначение [Кобы] Хубуная [исполняющим обязанности директора Киноцентра] прямиком указом Минкульта очень символично. С приходом Хубуная культура оказалась в тюрьме. Кажется, власти хотят управлять культурой как тюрьмой: работают за закрытыми дверьми, не пускают некоторых сотрудников и кинематографистов — не идут с ними на разговор. Некоторые сотрудники же заперты в кабинетах изнутри и недоступны. В таком режиме сложно задавать вопросы, развиваться.

Митинг против реорганизации Киноцентра Грузии 12 июля. Фото: Paper Kartuli

Как реорганизация Киноцентра уже влияет на грузинский кинематограф

— Несколько дней назад в Карловых Варах прошел фестиваль Karlovy Vary International Film Festival, на котором представили грузинские фильмы [Citizen Saint Тинатины Каджришвили, «Улыбающаяся Грузия» Луки Берадзе, «Дроздь, дроздь, ежевика» Элены Навериани, а также Franzy’s Soup-kitchen Аны Чубинидзе].

В посте киноцентра в фейсбуке упоминался только один фильм. Киноцентр ни словом не обмолвился, например, о фильме Луки Берадзе, который сам же профинансировал. Его попросту проигнорировали.

Что известно о скандале из-за поста Киноцентра о фестивале в Карловых Варах и почему могли не упомянуть другие фильмы?

Национальный Киноцентр Грузии 5 июля написал в фейсбуке о двух фильмах, участвовавших в фестивале в Карловых варах. При этом в публикации указан лишь один из них — Citizen Saint режиссерки Тинатин Каджришвили.

В комментариях к посту пользователи спрашивали о втором фильме. Один из комментирующих написал, что в фестивале участвовали четыре фильма четырех режиссеров.

10 июля Киноцентр опубликовал пост, где сообщалось о награде Тинатин Каджришвили на фестивале. В том же посте организация перечислила все четыре фильма, которые участвовали в фестивале.

Картина Тинатин Каджришвили Citizen Saint была единственной, которая попала в главный конкурс фестиваля. Фильм Луки Берадзе «Улыбающаяся Грузия» попал в категорию Special Screenings, работа Элены Навериани «Дроздь, дроздь, ежевика» стала участником программы Horizons, а картина Аны Чубинидзн Franzy’s Soup-kitchen была в программе Pragueshorts at KVFF.

Думаю, Берадзе целенаправленны вычеркнули из-за того, что он активный участник протеста [против реорганизации Киноцентра]. Также думаю, что властям не понравилась тема и проблематика, которую Берадзе запечатлел в своем фильме (картина рассказывает, как власти Грузии обещали гражданам бесплатно поставить зубные протезы по программе «Улыбающаяся Грузия», но не выполнили обещание; некоторым успели вырвать зубы, но не вставили протезы — прим. Paper Kartuli).

Для нас [кинодеятелей Грузии], безусловно, важна международная поддержка. Она имеет решающее значение для режиссеров, так как бюджет здесь [от Киноцентра Грузии] очень маленький, чтобы снимать фильмы. Мы ищем международную [финансовую] поддержку, но она невозможна без господдержки в Грузии.

Цель международных фестивалей также в том, чтобы зрители смогли посмотреть фильм в кинотеатре. К сожалению, это проблематично: [в Грузии] нет муниципального театра, нет кинотеатров в регионах. У нас очень большая проблема донести и показать людям фильмы.

Кино — последний бастион культуры, и я думаю, что они [власти] всё разрушили. Лично для меня точка отсчета этих разрушений — взрыв на руднике в Сакдриси — символический акт, когда варварски взорвали важнейший памятник.

Что за взрыв в Сакдриси и при чем здесь культура?

13 декабря 2014 года компания RMG Gold взорвала древнейший рудник Сакдриси-Качагиани, который известен как памятник культуры. Этому предшествовали действия и решения Национального агентства по охране культурного наследия Грузия, которые, по заключению ассоциации «Молодые юристы», «были приняты с грубым нарушением законодательства». В результате с Сакдриси сняли статус памятника, а компании дали право демонтировать археологический объект.

В 2015 году руководитель археологических работ на территории Сакдриси, профессор Томас Штиолнер из Института археологических наук Бохумского университета написал письмо Серго Ратиани – на тот момент зампредседателю парламентского комитета по образованию, науке и культуре.

Штиолнер писал, что власти Грузии фактически сфальсифицировали данные, которые стали основанием для снятия статуса памятника. «В середине декабря 2014 года, к нашему удивлению, шахта была снесена бульдозерами, разрушение памятника возобновилось. Нынешнее состояние памятника наносит большой международный ущерб Грузии», — написал профессор (письмо опубликовала Publika).

По словам Штиолнера, после взрыва в Сакдриси у ученого сообщества возникли подозрения, что к процессу причастны высокопоставленные чиновники.

Кто протестует против реорганизации Киноцентра и чего они добиваются

— В этой битве [против реорганизации Киноцентра] много людей, у которых есть идеалы, которые верят в свое дело и любят свою работу. Если вы вступаете в эту битву, вы верите, что выиграете.

Вот почему, несмотря на плохие примеры, я не могу себе представить, что мы не выиграем эту битву, что позволим людям люди, которые понятия не имеет, что такое культура, установить цензуру.Проблема цензуры и контроля [властей за сферой культурой] касается не только организации [Киноцентра], но грузинского кино в целом. Грузинское кино в опасности.Можно провести параллели со странами, столкнувшимися с аналогичными проблемами, откуда деятели культуры уезжают в эмиграцию или где они попадают в тюрьму. То, что сейчас происходит в Киноцентре, имеет общее с авторитарными режимами: Беларусью, Россией и Венгрией. Кинематографисты из этих стран сталкиваются с аналогичными проблемами.

Эти параллели [между авторитарными странами] найти легко. Они не очень обнадеживают, но если идешь в бой, то веришь в победу, веришь в своих коллег, их идеалы. Наше единство — это мощная сила, с которой нужно считаться.

В протестах участвуют достаточно опытные, талантливые, деятельные люди. Я думаю, что именно этот опыт и знания делают нас сильной стороной.

Минкульт не пошел [с протестующими] на разговор, при этом с нами хотели поговорить неформально за закрытыми дверьми. Мы принципиально отказались вести беседу в таком формате — только официально.

Что Минкульт Грузии говорил о реорганизации Киноцентра? ↓

13 июля министр культуры Тея Цулукиани выступила в эфире TV Imedi, прокомментировав протесты кинодеятелей. Она сказала, что реорганизацию в Киноцентре надо было начинать раньше и это «ее ошибка, хотя лучше поздно, чем никогда».

По словам министра культуры, с работниками Киноцентра она «ищет не консенсуса, а партнеров». Цулукиани заявила, что у министерства «уже много партнеров в рядах кинохудожников, которых интересует кино, а не политика».

Реорганизация завершилась [12 июля]. В этот день мы перешли на новый, долгосрочный этап борьбы. Это значит, что мы не откажемся от своих требований, мы объединимся с представителями других сфер культуры, которые столкнулись с подобными проблемами. Мы будем работать над выполнением требований и над тем, чтобы культура была свободной.

Как пережить сложные времена? Вместе 💪

Поддержите нашу работу — а мы поможем искать решения там, где кажется, что их нет

поддержать «Бумагу»

Что еще почитать:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.