В театре «Приют комедианта» возобновляют постановку Дмитрия Волкострелова «Любовная история». Спектакль поставили еще в 2013 году, но тогда он вызвал скандал — и его быстро убрали из репертуара.
У этой постановки нет формального конца — финал играют до тех пор, пока зал не покинет последний зритель: рекордом стали примерно 200 повторов финальной сцены. «Бумага» рассказывает, что это за спектакль и почему в театре рассчитывают, что теперь публика его примет.
«Любовная история» — это спектакль, который не заканчивается. Некоторых зрителей такая вызывающая концовка злила
Петербургский режиссер Дмитрий Волкострелов поставил «Любовную историю» по одноименной новелле немецкого драматурга ХХ века Хайнера Мюллера еще в 2013 году. Формально спектакль об отношениях двух молодых людей поднимает вопрос равноправия полов: работница фабрики и студент университета знакомятся, девушка беременеет, они расстаются. Название спектакля обманчиво: ни романтики, ни сентиментальности в постановке нет.
Нет у спектакля и привычного для театра действия и традиционных диалогов, а финал вообще отсутствует как таковой: артисты — Алена Старостина, Иван Николаев, Илья Дель и Алена Бондарчук — повторяют финальную сцену до тех пор, пока зал не покинет последний зритель.
Рекорд спектакля — около 200 повторов финальной сцены
Многие зрители резко реагировали на провокацию режиссера и отказывались покидать театр, некоторые даже требовали у театра вернуть потраченные на билет деньги. На премьерном показе 29 марта 2013 года финальную сцену повторили около 50 раз.
Но полсотни повторов — не рекорд. На одном из следующих показов артисты сыграли концовку порядка 188 раз. Последних зрителей, которые не желали покидать зал, просили уйти даже сотрудники театрального гардероба.
Критики назвали постановку радикальной и провокационной
Театральные критики в рецензиях подчеркивали неудобство восприятия спектакля. «Дмитрий Волкострелов устроил в «Приюте комедианта» самую настоящую провокацию, разрушив привычное зрительское представление о театре с напором истинного художника», — написал Алексей Исаев в «Петербургском театральном журнале».
О «неудобстве» спектакля писала и Камила Мамадназарбекова в журнале «Театр»: «Размышления о левом театре продолжаются и за пределами декорации. Конфликт с буржуазным искусством в самой ситуации такой постановки в традиционном театре с фойе, буфетом, рядами кресел и сценическим возвышением. Это пространство задает собственные конвенции, к которым привык зритель. А спектакль их нарушает и ставит его в неудобное положение».
Главный редактор ПТЖ Марина Дмитревская сочла спектакль провокативным, но скучным: «Спектакль рассчитан на тухлые помидоры <…> Но зал, в котором сидела я, был мягок и относился ко всему с юмором. Уходили без возмущения, а просто не желая терять времени. Сам спектакль — ничего нового. Всё это Волкострелов уже делал. Бесконечное повторение одного и того же, все эти вариации — ну, повторение, ну, вариации, не холодно, не горячо (зал недаром смеется)».
Критик Андрей Пронин наоборот отметил агрессивную реакцию зала: «Едва ли не самое радикальное в спектакле — намеренно сбоящий темпоритм и намеренно шумные перестановки за закрытым занавесом: всё это создает в зале атмосферу закулисья, причастности к театру не как к зрелищу, а как к Мастерской, тяжелой работе. Конечно, публика, привлеченная ложно-бульварным названием спектакля, фраппирована, хотя степень агрессивности, виденная мною на премьерных показах, порой необъяснимо зашкаливала».
Спектакль возвращают на сцену, потому что, по мнению руководства театра, публика за пять лет стала менее консервативной
Глава «Приюта комедианта» Виктор Минков рассказал «Бумаге», что считает, что «зрители сейчас в большей степени готовы к “Любовной истории”», чем в 2013 году.
— Этот спектакль, на мой взгляд, опередил свое время. Когда он вышел, казался марсианским, как будто явившимся из космоса. Волкострелов уже в 2013 году был заметной фигурой — существовал театр post, шла «Злая девушка» по Пряжко в ТЮЗе. Имя Волкострелова как режиссера-провокатора звучало. И для меня было очевидно, что он должен ставить у нас. Я был очень рад, что премьера состоялась.
Было ощущение, что этот спектакль откуда-то из 2050-го года. И поэтому тогда мы решили, что его нужно отложить. Консервативность петербургской публики в 2013-м была значительно выше, чем сегодня: всё больше выходит смелых постановок, которые, может быть, не из 2050-го, но уже из 2025-го года.
Пока «Любовную историю» покажут в Петербурге только один раз
В расписании театра на данный момент значится только один показ «Любовной истории» — 1 октября. Очевидно, что на дальнейшую судьбу постановки повлияет результат этого показа.
В ноябре постановку можно будет посмотреть в Москве: 5 ноября в театре имени Маяковского его покажут в рамках гастролей, где представляют молодых режиссеров Петербурга, получивших молодежную премию «Прорыв».
Постановки Волкострелова часто вызывают споры. Он ставил 5-минутный спектакль, спектакль-дискотеку и спектакль-слайдшоу
Дмитрий Волкострелов — ученик Льва Додина, основатель и идеолог петербургского независимого театра post. Работа труппы основываются на постдраме — течении в драматургии, где театр — уже не буквальная инсценировка текста.
Большинство спектаклей театра основаны на пьесах белорусского драматурга Павла Пряжко, главного автора русскоязычного постдраматического театра. По его текстам Волкострелов поставил спектакль «Солдат», который идет 5 минут и состоит всего из одной реплики, постановку «Я свободен», которая основывается на слайд-шоу фотографий Пряжко, «Поле» — спектакль, созданный «по законам квантовой физики». Премьера сезона 2017/2018 — «Диджей Павел», которая состоит из плейлиста российских хитов 80-х и танцев артистов.
Кроме того, Волкострелов ставил спектакли по «Лекции о ничто» и «Лекции о нечто» американского композитора Джона Кейджа, автора композиции 4’33’’ (это 4 минуты 33 секунды, в которые оркестр стоит на сцене и ничего не исполняет), а также выпускал постановки по фильму Жана Рене «В прошлом году в Мариенбаде» на Новой сцене Александринского театра, «Приговоренный к смерти бежал» по одноименному фильму Робера Брессона в ТЮЗ имени Брянцева и «Художник извне и изнутри» по книге Аркадия Ипполитова об итальянском художнике Якопо да Понтормо в музее-квартире Федора Шаляпина.