На улице Чайковского 29 мая открылась частная галерея «Миф», в которой будут выставлять преимущественно современное российское искусство. Сейчас там проходит первая выставка — Look above, the sky is falling. В ней участвуют работы Елизаветы Бобковой, Анны Афониной, Алины Глазун, арт-группы APXIV и других молодых российских художников.
«Бумага» показывает, как выглядит галерея, а совладелица «Мифа» Ольга Профатило рассказывает, как открылось новое пространство и что там будет происходить.
«Миф» — частная галерея современного искусства на улице Чайковского, 61, которую открыли петербурженки Ольга Профатило и Юлия Вяткина. Девушки вместе учились в университете Профсоюзов на специальности «Международный художественный бизнес». Затем Ольга 10 лет работала в галерее Марины Гисич, а Юлия преподавала английский, работала в области селекционного животноводства и занималась коллекционированием.
В новой галерее — с исторической лепниной и отреставрированной печью начала ХХ века — будут выставлять прежде всего современное российское искусство. Ольга и Юлия планируют, с одной стороны, помогать молодым художникам выставляться и попадать в российские и иностранные коллекции, а с другой — воспитывать и вести новых коллекционеров.
Галерея «Миф» открылась 29 мая выставкой Look above, the sky is falling, которую курирует Анна Заведий. В первом проекте участвуют работы Елизаветы Бобковой, Анны Афониной, Алины Глазун, Евгения Гаврилова, Александра Седельникова, Александры Паперно и Дженда Флюид (Антонины Баевер), арт-группы APXIV. Экспозиция будет работать до сентября, а осенью в «Мифе» откроется персональная выставка Елизаветы Бобковой.
Ольга Профатило
Совладелица галереи «Миф»
— Когда долго работаешь в галерее, невольно возникает вопрос: а как бы сделала ты, если бы была руководителем такой организации? Тем более в Петербурге очень скромное количество галерей: на 5 миллионов человек — примерно три галереи, которые действительно что-то продают.
Сейчас практика складывается таким образом: коллекционеры приходят в мастерские и покупают работы напрямую у художников. Но для художников это губительно: правильнее, когда они занимаются творчеством, а продажами — структура, которая на этом специализируется. Для этого и нужна галерея.
Мы сделали галерею, чтобы помочь молодому искусству реализовывать себя, попадая в коллекции. Чтобы художники могли продолжать свой творческий путь через то, что его увидит куратор, пригласит на еще одну выставку. Кроме того, нам важно участвовать в ярмарках, вести международную выставочную политику.
Наше пространство ориентировано на художников, которые стоят в начале своей карьеры, но это уже не студенты. Изначально мы думали сосредоточиться на петербургском искусстве. Это наиболее естественная и удобная схема — мы сами из Петербурга, здесь работают художники и здесь их мастерские. Но уже в первом выставочном проекте у нас появились художники из других городов, а в будущем, скорее всего, будут и иностранные — но до этого нам нужно дорасти.
Сейчас много талантливых художников, есть сегмент и покупателей, и коллекционеров, которые, может, еще не созрели для больших имен за 20–30 тысяч евро, но уже готовы покупать молодое искусство, инвестировать в него до 5 тысяч евро. И нам кажется, что как раз эту нишу могли бы занять мы.
Есть коллекционеры, которым не нужно, чтобы их вел галерист, — они сами принимают решения о выборе художников и покупке. А есть коллекционеры, которых вырастила галерея. Например, они пришли в искусство просто из интереса и со временем стали покупать. Их коллекции чаще всего будут сформированы галеристом, с которыми они работают. Мы планируем воспитывать своих коллекционеров, но будем рады любому человеку, который захочет что-то купить из нашего проекта.
За последние пять лет появилось несколько крупных коллекционеров, и я думаю, в ближайшее время появятся еще. Сейчас выросло новое поколение бизнесменов, которое уже не хочет просто потреблять предметы роскоши. Помимо того, что есть коллекции, есть и покупки с точки зрения декорации. Фонд современного жилья гигантский, и дизайнеры интерьеров уже не хотят, чтобы на обоях Hermes висели обычные постеры. Они хотят повесить на них современное искусство.
И хотя мы прежде всего нацелены на профессиональную публику, наши двери открыты и для просто заинтересованных людей. Любой посетитель может также попросить, чтобы ему рассказали о проекте. Будем развивать и образовательную программу. Регулярного лектория не будет, но мы планируем проводить мероприятия, связанные с тем или иным проектом художника. Вход на выставки пока будет бесплатным, как и образовательные программы. Правда, в зависимости от формата, какие-то встречи, возможно, сделаем закрытыми — только по приглашениям.
На названии мы с Юлей сошлись сразу. Для нас миф — это синоним искусства в целом. Любое искусство — это сотворение мифа либо его разрушение или иллюстрация. Художники занимаются мифотворчеством, а галереи его продолжают: ты продаешь не совсем произведение, ты продаешь миф о нем или о художнике. Миф со всех сторон иллюстрирует то, чем мы занимаемся.