Частью Петербургского международного экономического форума в этом году должна стать арт-ярмарка «1703». Ее ПАО «Газпром» проведет в «Манеже» с 15 по 19 июня.
Подробной программы события пока нет. Но сразу после анонса проект вызвал критику в петербургском художественном сообществе: его назвали неуместным, а художников призвали отказаться от участия.
Бумага» рассказывает, что известно о ярмарке и какие оценки дают ей арт-критики, галеристы и кураторы.
Ярмарка в «Манеже» должна стать частью ПМЭФ в июне
О планах по запуску новой петербургской арт-ярмарки стало известно в конце апреля — телеграм-канал ArtFragment сообщил, что событие проведут с 15 по 19 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), а его организатором станет ПАО «Газпром». Ярмарку назвали «1703», площадкой для ее проведения выбрали ЦВЗ «Манеж».
В распоряжении «Бумаги» есть версия презентации, которую тогда направили петербургским галеристам. В этом материале говорится, что отсылка к году основания Петербурга в названии ярмарки должна «отразить философию продолжения визионерских традиций Петра I». Главная задача мероприятия — поддержка российских современных художников и галерей, следует из документа.
Для организации арт-ярмарки задействуют все площади выставочного зала, говорится в презентации. Экспозиционная площадь составит около 2,5 тысячи квадратных метров, а участникам предложат стенды площадью в 20 и 40 квадратных метров. Кроме того, на первом этаже планируют открыть книжный магазин, бар, кураторскую галерею и секцию цифрового искусства, а на втором — лекторий от школы Masters.
Изначально ожидалось, что в событии примут участие 30 галерей. На 15 июня запланировали «VIP-день» с закрытыми показами для коллекционеров и участников ПМЭФ, а с 16 до 19 июня посетить ярмарку сможет «широкая публика». В экспертный совет проекта должны войти вице-губернатор Борис Пиотровский, петербургская галеристка Марина Гисич, основательница «Винзавода» Софья Троценко и другие.
На сайте ПМЭФ пока нет информации о ярмарке, но в городе уже появились стенды с рекламой события. Один из них расположен на углу шоссе Революции и Среднеохтинского проспекта, ссылка в объявлении ведет на официальный сайт мероприятия. Там говорится, что подробности о проекте вскоре будут опубликованы.
«Бумага» запросила информацию у организаторов «1703» на прошлой неделе, они не ответили на наши вопросы.
Некоторые представители арт-сообщества выступили с критикой инициативы
Первым на сообщения о ярмарке отреагировал независимый арт-критик Павел Герасименко, статьи которого публиковались в The Art Newspaper Russia, «Коммерсанте», Republiс и других изданиях. В своем блоге на сервисе Patreon Герасименко призвал художников, галеристов и кураторов отказаться от участия в событии. По его мнению, ярмарка будет идеологически поддерживать военные действия в Украине: «Нужно продемонстрировать активность культурной жизни, создать впечатление нормальности и отвлечь внимание от войны».
— Согласие на участие в арт-ярмарке «1703» — это одобрение всей ситуации после 24 февраля, в которой не только военные действия, но и цензура, списки «иноагентов», закрытие изданий, уголовные преследования художников и активистов в диапазоне от Кирилла Кто до Саши Скочиленко. Это декоративное оформление режима, который — стоит повторить еще раз — под вывеской борьбы с несуществующими угрозами ведет человеконенавистническую политику.
По поводу анонсированной ярмарки высказалась также Александра Генералова, арт-критик, куратор и соосновательница пространства «Стыд», закрытого после начала военных действий в Украине. В своем фейсбуке она обратила внимание на то, что практически все структуры в современной России так или иначе связаны с государством.
— Лично для меня нет разницы: продают галереи «по-тихому» арт-искусство менеджеру «Газпрома» или делают это с размахом в рамках ПМЭФ. Мне-то в целом кажется, что какая-то активная арт-жизнь по прежним рельсам в столицах с открытиями и «смертельными брызгами шампанского» выглядит немного ну это…странненько. Но мне и раньше так казалось.
Опрошенные «Бумагой» галеристы и кураторы разошлись в оценках ярмарки
Представители ЦВЗ «Манеж» комментировать ярмарку и дискуссию вокруг нее не стали. В Marina Gisich Gallery рассказали «Бумаге», что работу по организации арт-ярмарки начали в сентябре 2021 года, и галерея приняла участие в формировании концепции проекта. «Ярмарка была давней мечтой для нас и наших коллег, мы много лет искали возможности для ее реализации, и поэтому, конечно же, не собирались оставаться в стороне», — отметили представители культурного учреждения. По их словам, на первом этаже «Манежа» представят кураторский проект галереи To be with art с работами из коллекций Марины Гисич и игроков футбольного клуба «Зенит».
— На стенде галереи мы покажем трех художников, каждый из которых известен своей последовательной приверженностью черно-белой гамме. <…> Собранные вместе, эти вещи отражают нарастающую поляризацию современного мира, дихотомическое мышление, всё глубже проникающее в нашу повседневную жизнь. Расцветающая сегодня культура отмены, призывы делить всех и вся на своих и чужих кажутся нам опасными и деструктивными тенденциями. Настоящее искусство остается актуальным всегда, для него не бывает неподходящего времени. А его основная функция — созидание — как раз то, что нам всем сейчас нужно.
Соосновательница Myth Gallery Ольга Профатило сообщила «Бумаге», что галерея отказалась от участия в ярмарке — в первую очередь из-за изменения политических и экономических обстоятельств в последние месяцы. «Участие в ярмарке кажется нам невозможным потому, что это прежде всего фестиваль и праздник искусства, а о каком масштабном празднике актуального искусства сейчас может идти речь?» — пояснила она.
— Нам было важно учитывать не только свои мысли об участии в проекте, но и позиции наших художников. Ведь именно они — те, в кого мы верим и с кем работаем. Мы не участвуем в ярмарке ни в каком виде: ни в формате представления на стенде, ни в выставке коллекций. А резкая реакция профессионального сообщества, по-моему, логична. Сегодня трудно найти компромиссное мнение, повсюду — в политике, экономике, культуре — мы встречаем полярные взгляды.
Другие собеседники «Бумаги» разошлись во мнениях. Например, директор Музея стрит-арта Татьяна Пинчук отметила, что для нее мир [после начала военных действий в Украине] «стал черно-белым»: «Никаких полутонов не может быть, когда бомбят ни в чем неповинных безоружных людей».
— В данной ситуации сотрудничать со спонсорами войны — это публичное согласие, повиновение и принятие тех правил, которые установили фашисты. Арт-профессионалы, которые будут участвовать в этом мероприятии, — Газмановы-Киселевы от мира современного искусства.
По мнению куратора ярмарки SAM Fair Лизаветы Матвеевой, сегодня российское художественное сообщество «занимается собственным разобщением изнутри». Она сообщила «Бумаге», что считает взаимные упреки участников арт-рынка «последним, чем нужно заниматься сегодня».
— Нам всем сегодня приходится ежедневно делать сложный выбор и ставить перед собой этические вопросы. На мой взгляд, если ты переживаешь за судьбу кого-то конкретного и видишь для этого человека профессиональные и этические риски, которые по какой-то причине ему неочевидны, то лучше позвонить и поговорить с ним лично и напрямую, обсудить, объяснить свою позицию. Все-таки публичное тыканье пальцем не самый действенный способ взывать к лучшему в людях. А что касается самого проекта в целом, то большая ярмарка — это праздничный, фестивальный формат, а настроение сейчас совсем не праздничное.
В программу ПМЭФ войдут и другие развлекательные мероприятия
Международный экономический форум в Петербурге продлится с 15 по 18 июня, в нем примут участие более 500 российских компаний, а также представители 69 стран, говорят организаторы. Среди этих государств называли Великобританию, Францию, США и даже Украину. Кто именно будет представлять эти страны, не уточняется.
Из «архитектуры программы» ПМЭФ-2022 следует, что участники форума обсудят сотрудничество стран БРИКС, регулирование криптовалют, «дедолларизацию», fake news и «поворот на Восток 3.0». Арт-ярмарка станет не единственным развлекательным мероприятием: в рамках форума запланированы, например, бизнес-завтраки и спортивная неделя с забегом по центру города и турниром по боксу.
Этим летом билет на ПМЭФ обойдется в 960 тысяч рублей. Это куда дороже, чем в предыдущие годы: в прошлом году, для сравнения, попасть на ПМЭФ можно было за 840 тысяч, а в 2019-м, до пандемии, — за 350. «Бумаге» рассказывала, сколько денег петербургские власти потратят на организацию форума.
Фото на обложке: Петр Ковалев, ТАСС
Что еще почитать:
- Как с 24 февраля изменилась культурная жизнь Петербурга: от переноса выставок до закрытия площадок.
- Это инсталляция Нестора Энгельке на Сытном рынке — магазин деревянных айфонов и ноутбуков 📱
- 3 петербургские выставки о тревожности. Где их смотреть и что говорят авторы.