В KGallery на набережной Фонтанки показывают работы Натана Альтмана — известного авангардиста, живописца, скульптора и театрального художника. Наибольшую известность Альтман получил как мастер портрета: одна из его самых узнаваемых работ — портрет Анны Ахматовой из коллекции Русского музея.
«Бумага» осмотрела выставку и послушала организаторов. Читайте, как устроена экспозиция и как она создавалась, какие театральные эскизы, графику и фарфор на ней можно увидеть и какие портреты стали хайлайтами проекта.
В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о мерах предосторожности.
Адрес: KGallery
Время: до 13 июня
Ссылка: kgallery.ru
Билет: 250 рублей
Что можно увидеть на выставке?
Выставку на двух этажах галереи открывает информационный стенд с хронологией жизни Натана Альтмана. Оттуда зрители узнают, как художник жил в знаменитом парижском фаланстере «Улей», создавал декорации для БДТ и в чем заключалась идея его скульптур из корней и веток. Там же размещаются фотографии художника из частных собраний: снимки из мастерской, кремлевского кабинета Ленина и даже с рыбалки.
Художественная часть выставки начинается с импрессионистского живописного полотна «Весна» — Альтман написал его в родной Виннице в 1908 году. Эта картина экспонировалась на одесской выставке Товарищества южнорусских художников. Увлечение импрессионизмом было для Натана Альтмана недолгим: довольно скоро художник обратился к другим стилям.
«Весна» — единственное живописное произведение на первом этаже. Остальные экспонаты — графика, гуашь или карандаш. Именно в этих техниках художник создавал эскизы плакатов и костюмов к театральным спектаклям 1930–1940-х годов.
Большую часть первого этажа заняли книжные иллюстрации Альтмана и его работы из серии «Еврейская графика»: в 1915-м художник стал членом Еврейского общества поощрения художеств, а годом позже при его участии вышел учебник иврита для младшей школы. На выставке также представлен скульптурный автопортрет Альтмана 1916 года из собрания Русского музея — его практически не выставляли за пределами музея.
Второй этаж занимают по большей части живописные картины: например, портреты разных лет. Есть и фигуративные и беспредметные натюрморты 1910-х годов, проекты революционного оформления Петрограда, агитационный фарфор и фотографии мастерской художника на 1-м Муринском проспекте.
— В нашей коллекции четыре живописных работы [Натана Альтмана], одно графическое произведение, фарфоровые изделия. Кроме того, на выставке есть работы из частных собраний Петербурга и Москвы и из музеев — в первую очередь из Государственного Русского музея, с которым мы сотрудничаем. Экспозиция задумывалась давно. Вдохновителем ее был коллекционер Александр Наумович Володчинский. К сожалению, он недавно ушел из жизни, и эту выставку мы посвятили ему. Альтман был одним из любимых художников Александра Наумовича, и он всегда мне говорил: «Давай сделаем [выставку художника]». Вот, сделали, но, к сожалению, без его участия.
Чем интересна экспозиция?
Натан Альтман стал заниматься изобразительным искусством в начале XX века, еще в Российской империи, а закончил свою карьеру в декабре 1970-го, в брежневском СССР. За годы жизни он попробовал себя во многих жанрах и сотрудничал со многими художественными объединениями: от «Мира искусства» до «Квартиры № 5».
Художник работал с театром, книжными издательствами и даже в области агитационного искусства: некоторые работы Альтмана в этом направлении показаны и в KGallery. Это, например, четыре тарелки Государственного фарфорового завода: с портретами Ленина и агитационными надписями в духе «Кто не работает, тот не ест». Еще один экспонат из этой серии — эскизы оформления площади Урицкого (сейчас Дворцовая) ко дню первой годовщины Октябрьской революции в желто-красных цветах, с баннерами и революционными лозунгами.
Рядом с этими экспонатами выставлены натюрморты маслом. Завершает выставку серия портретов разных лет: от раннего автопортрета до женских образов и поздних изображений Владимира Маяковского и жены художника Ирины Щеголевой. Увидеть можно и пару пейзажей с видами зимней Перми и летнего, зеленого Лесного проспекта в Ленинграде, а также варианты отливок скульптуры «Под солнцем», моделью для которой была супруга Альтмана.
Почему это нужно увидеть?
При жизни Натан Альтман принимал участие во многих выставках, но с масштабными персональными экспозициями художнику не слишком везло. Последняя крупная выставка автора прошла в далеком 1969 году в Ленинградской организации Союза художников РСФСР (ЛОСХ).
Проект KGallery исправляет это упущение. Говорить о полноценной ретроспективе не приходится хотя бы из-за камерности площадки, но составить впечатление о творческом пути художника можно. Любопытно сравнить четкие и даже контрастные ранние портреты с картинами 1930-х с чуть смазанными лицами. Есть, впрочем, и общие для этих работ закономерности: например, задники портретов Альтмана практически всегда выделяются цветом. Так, на картине «Мастерская в Париже» 1930 года стены напоминают чистое море или безоблачное небо, а на автопортрете художника 1911 года яркая желтая рубашка Альтмана сочетается с темно-зеленым фоном.
Кроме того, выставка презентует автора не только как художника, но и как человека. К примеру, на втором этаже галереи привели цитату искусствоведа Михаила Мильчика из его воспоминаний об Альтмане: «Натан Исаевич был сдержан, неразговорчив, но одну его эмоциональную реплику я запомнил навсегда. Когда в 1969 году ему присвоили звание Заслуженного художника РСФСР, он ответил: „Зачем они дали мне звание, я ведь имя имею!”»
Три факта о выставке
- В галерее выставили больше 100 произведений художника: от портретов и автопортретов разных лет, до малоизвестных экспонатов (натюрмортов, пейзажей, скульптур).
- Одну из самых известных картин Альтмана — портрет Анны Ахматовой — посетители выставки в KGallery не увидят. Но на втором этаже выставлено полотно «Католический святой», созданное в 1913 году в стиле кубизма. Эта работа является своего рода предтечей знаменитого портрета Ахматовой, говорят организаторы выставки.
- После 1969 года работы художника несколько раз демонстрировали на небольших неофициальных экспозициях, но именно выставка в KGallery стала первым ретроспективным проектом после смерти Альтмана в 1970 году.
Знаете другие интересные выставки и музеи в Петербурге?
Расскажите о них в нашем приложении PaperApp. Версию для Android можно найти тут, а для iOS — здесь.
Что еще почитать и послушать по теме?
Натан Альтман не самый изученный художник XX века, поэтому материалов о нем в открытом доступе немного. Перед походом на выставку можно, например, познакомиться с работами автора из собрания Русского музея, а во время посещения уделить время части экспозиции, где на экранах демонстрируются черно-белые кадры хроники и воспоминания о художнике.
«Бумага» рассказывала и о других любопытных петербургских выставках апреля. Также читайте наш обзор выставки русской скульптуры в «Манеже».
Ищете достойную выставку, спектакль или концерт? Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭