Ежегодный бюллетень о здоровье старейшей киностудии России в этом году оказался более оптимистичным, чем обычно. С другой стороны, о серьезных успехах говорить рано и представители студии оценивают ситуацию неоднозначно. «Бумага» попыталась разобраться в перспективах «Ленфильма».
Фото: Евгений Мироненко
На фоне явного кризиса российского кино в Петербурге уже который год пытаются возродить «Ленфильм». Киностудия со славным прошлым и печальным настоящим когда-то выпускала «Чапаева», «Шерлока Холмса», фильмы Ильи Авербаха и Фридриха Эрмлера, а теперь в основном сдает в аренду павильоны и оборудование — в лучшем случае на «Трудно быть богом» Германа, в худшем — на съемки сериалов и рекламы. Реорганизовать студию собирались еще в 2008 году: тогда чиновники собирались объединить «Ленфильм» в единый холдинг с московскими студиями, тоже сохранившимися с советских времен, — «Мосфильмом» и Студией имени Горького. Эта идея в итоге не получила развития. В 2010 году «Ленфильмом» заинтересовалась компания с пугающим названием «Система» (она контролирует «МТС», «Башнефть» и еще несколько предприятий из разных областей бизнеса). Тогда о ситуации со студией и начали активно говорить: передача «Ленфильма» вместе со всем его фильмофондом в частные руки, а также возможное выселение кинематографистов с Петроградской стороны стали поводом для обсуждений в прессе и открытого письма, которое в 2011 году направили Путину два самых уважаемых петербургских режиссера — Алексей Герман-старший и Александр Сокуров.Киностудия со славным прошлым и печальным настоящим когда-то выпускала «Чапаева», «Шерлока Холмса», фильмы Ильи Авербаха и Фридриха Эрмлера, а теперь в основном сдает в аренду павильоны и оборудование — в лучшем случае на «Трудно быть богом» Германа, в худшем — на съемки сериалов и рекламыПутин действительно вмешался, лично встретившись с Сокуровым, но ситуация зависла еще на год: проекты возрождения «Ленфильма» были представлены на обсуждение только осенью 2012-го. К этому моменту «Система» сошла с дистанции — из-за того, что намерения компании, по словам из официального письма министру Мединскому, «превратно истолковывались видными деятелями отечественной кинематографии». В результате остались только две концепции, одна от общественного совета при «Ленфильме», другая — от совета директоров студии. Обе предполагали участие государства и выделение студии кредита, но общественный совет (от его лица выступали Сокуров и продюсер Андрей Сигле) рассчитывал на поддержку авторского и дебютного кино. А совет директоров предлагал создать на базе студии более коммерческий продюсерский центр, который мог бы рассчитывать на самоокупаемость. В последний момент к сторонникам рыночной концепции присоединились Герман и Светлана Кармалита, его жена и соавтор. В результате Росимущество выбрало второй вариант и вскоре чиновники сформировали новый совет директоров, который возглавил Федор Бондарчук. Сокуров, чья концепция проиграла, тоже вошел в совет, но, оказавшись в меньшинстве, быстро его покинул. Сейчас режиссер отказывается комментировать ситуацию с «Ленфильмом». Дальше — еще один годовой перерыв. В октябре 2012 года, сразу вслед за решением Росимущества, «Ленфильму» был обещан возвратный кредит в 1,5 миллиарда рублей от «ВТБ», но деньги поступили на счет студии только осенью 2013-го. Одновременно с этим «Ленфильм» получил господдержку на три новые картины. Радоваться пока преждевременно: студия работает, но удастся ли ей успешно выйти из затяжного кризиса — пока не так уж очевидно.
Радоваться пока преждевременно: студия работает, но удастся ли ей успешно выйти из затяжного кризиса — пока не так уж очевидноВо-первых, кредит от «ВТБ» будет использован только для ремонта студии и закупки оборудования, а также строительства нового павильона. Запускать новые фильмы на эти деньги не получится, а это значит, что «Ленфильм» как продюсерский центр остается полностью зависимым от сторонних, в первую очередь, — государственных средств. Два ленфильмовских проекта — сказка «Самый рыжий лис» и дебют «Трек» — получили поддержку от министерства культуры, которое выдает деньги на небольшие фильмы. Что касается Фонда кино, который занимается более серьезными постановками, то на прошлой неделе его эксперты решили поддержать только один проект петербургской студии, «Контрибуцию» Сергея Снежкина. За бортом остались два проекта Юрия Мамина — сиквел его собственного «Окна в Париж» и менее коммерческая картина «Радость любви к Джойсу» о русских переводчиках ирландского писателя. Ожидаемым образом первым внимание к этой ситуации привлек главный пострадавший — собственно, Юрий Мамин. Режиссер опубликовал открытое письмо к министру Мединскому, где обвинил чиновников в заговоре против петербургского кино вообще, «Ленфильма» и, наконец, самого Мамина в частности.
Сергей Сельянов, генеральный директор студии «СТВ» и член совета директоров «Ленфильма», комментируя ситуацию «Бумаге», отрицает теорию заговора.
Надо сказать, что проектам Мамина пришлось конкурировать с более чем пятьюдесятью другими заявками, на которые в общей сложности было выделено 500 миллионов рублей (это немного: бюджет американского инди-фильма или треть «Утомленных солнцем — 2»). Поэтому Мамин, помимо конспирологических предположений, критикует в своем письме ныне существующую процедуру госфинансирования. Система, при которой тринадцать крупнейших студий («мейджоров») пользуются преимущественным правом на поддержку — в этом году они получили полтора из двух миллиардов фондовских денег — кажется режиссеру «государственным преступлением против кино, культуры и страны». Алексей Герман-младший, член Общественного совета при «Ленфильме», в разговоре с «Бумагой» тоже скептически оценил существующую схему.
В ближайшее время статус мейджора «Ленфильм» не получит — просто потому, что для этого нужно иметь недавнюю историю успешных (на фестивалях или в прокате) фильмов, а ее у студии нет. И, судя по всему, не будет, потому что на трех картинах, из которых две малобюджетные, такой истории не построишь. Скорее всего, это значит, что студия и дальше будет искать помощи у государства, которое ей и владеет, а зарабатывать, как и прежде, услугами для коммерческих продюсеров. Действительно, в следующем месяце в павильонах на Петроградской стороне будут снимать очередной новогодний телепроект с Юрием Гальцевым.
Важно и то, что проблемы «Ленфильма» — это не только проблемы одной студии, но и шире, петербургского кино. Региональные центры киноиндустрии сейчас существуют, например, в Бурятии и Якутии, но не в Петербурге — пятимиллионном городе, который фактически остается кинематографической провинцией. Это неудивительно, поскольку и техническая база устарела (для этого существует кредит «ВТБ»), и кадров не хватает — все в Москве. Площадку для молодых кинематографистов пытались создать энтузиасты со студии «Кинолофт», но пока что проект затих. Идеолог «Кинолофта» режиссер Николай Дрейден сообщил «Бумаге», что больше не занимается студией, переключившись на съемки полнометражного фильма в Москве, но предположил, что запуск «Трека» и «Самого рыжего лиса», поддержанных Минкультом, случился благодаря импульсу, заданному «Кинолофтом».
К недавнему 95-летию «Ленфильма» «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали архивную заметку — очерк из «Советского экрана» за ноябрь 1926 года.
Сейчас ощущения от «Ленфильма» несколько иные: простор никуда не делся, но в широких коридорах темно и пусто. Наступят ли на студии опять лучшие времена, будет ли там кипеть работа, как в далекие 20-е, когда в Ленинграде снимали кино Козинцев и Трауберг, — трудно сказать. Хотелось бы в это верить, но в условиях финансовых трудностей и общего кризиса российского кино большим достижением будет хотя бы возвращение к более-менее достойному состоянию — такому, чтобы на студии шла какая-то работа без угрозы выселения или отключения света. Больших творческих успехов, зрительского внимания и новых имен, открытых студией, придется еще в лучшем случае подождать.