Сегодня заканчивается Санкт-Петербургский Международный медиа форум. «Бумага» подводит итоги: не все было удачно, но мы все же будем ждать его в следующем году.
Фото пользователя starlingru
Наконец-то получилось. Роскино зажгло Ростральные колонны на церемонии открытия, режиссеры-любители поучились мастерству у Сокурова, бизнесмены показали друг другу графики и расстались довольные собой. (У сокрытой от посторонних глаз деловой программы есть как минимум один весомый результат: фонд P.O.V. дал режиссеру Ангелине Никоновой денег на экранизацию «Тридцатой любви Марины» Сорокина). Зрители посмотрели кино — правда, меньше, чем хотелось бы.
У сокрытой от посторонних глаз деловой программы есть как минимум один весомый результат: фонд P.O.V. дал режиссеру Ангелине Никоновой денег на экранизацию «Тридцатой любви Марины» Сорокина
Отчет о фестивале — почтенный жанр киноведческих журналов: обычно это обзор программы с подборкой лучших и худших фильмов. У профессионалов хорошим тоном считается смотреть на таких событиях, длящихся обычно полторы недели, по четыре-пять фильмов в день, чтобы было из чего выбирать. Сделать это в случае форума вряд ли кому-то удалось: расписание фестиваля, к сожалению, такой возможности не предоставляло, при самых удачных раскладах за десять дней смотра невозможно было посмотреть больше пятнадцати картин. Составители уместили показы зрительских программ в первые пять дней, а все время после 5 октября было отдано на мероприятия с ограниченным доступом — хотя неясно, чем бы кино и события для людей с аккредитациями мешали друг другу, если бы шли параллельно, как это происходит на всех фестивалях с кинорынком.
Более того, сетка расписания выглядела так, что даже в эти пять дней зрители оказались в ситуации жесткого выбора: выяснилось, что если по утрам вы (ведь бывает и такое) работаете, то из нового фильма великого Педру Кошты, «Поездки в Италию» со Стивом Куганом и документального кино Скорсезе о книжном магазине получится посмотреть только что-то одно. Каждый фильм показывали дважды, но только в один день, а все сеансы при этом были разбиты на два блока, утренний и вечерний, и шли параллельно. Пострадали от этого, естественно, не столько хедлайнеры, которые все равно собрали свои залы (на премьере сериала «Завтра» Романа Волобуева люди сидели на лестницах и на полу небольшого зала Александринки), сколько более эзотерические программы типа северокорейского кино, на которое ходило по пять-десять человек.
Пострадали, естественно, не столько хедлайнеры, которые все равно собрали свои залы, сколько более эзотерические программы типа северокорейского кино
Еще одна проблема, из-за которой на форум ходило меньше людей, чем того заслуживала его программа, — недостаточный пиар. Наружная реклама на улицах и в метро изображала веселых людей с ноутбуками в руках на качелях над петербургскими крышами, и как из такой афиши понять, что нам будут показывать кино, не очень ясно. Само название «медиафорум», в свою очередь, вызывает ощущение чего-то если не официозного, то сугубо профессионального; воображение рисует скорее конференц-зал и людей в деловых костюмах, в лучшем случае — стартаперов с ноутбуками, но не кинотеатр. СМИ тоже среагировали довольно поздно: заблаговременно гиды по фестивалю появились, кажется, только в «Бумаге» и «Коммерсанте», и только помпезная церемония открытия заставила медиа вспомнить о существовании форума. Сравним это с ситуацией «Послания к человеку», о котором написали, кажется, везде, где публикуются хоть какие-то тексты.
Кадр из фильма Майкла Уинтерботтома «Поездка в Италию»
Вообще, существует нехорошее подозрение, что организаторов форума зажженные Ростральные колонны интересовали больше, чем удобная сетка показов. Странная ситуация: нынешнему форуму гораздо лучше, чем предыдущим его инкарнациям, удалось создать в городе ощущение важного события, но слишком многое ушло именно на видимость такой атмосферы, а содержательная часть оказалась не до конца реализованной. Особенно досадно то, что в потенциале форум мог бы быть гораздо лучше, чем в действительности: Роскино получило действительно отличных кураторов, которые составили замечательные программы, — что очень непросто в условиях конкуренции между фестивалями. Организаторов подвели технические, в сущности, недоработки.
Вообще, существует нехорошее подозрение, что организаторов форума зажженные Ростральные колонны интересовали больше, чем удобная сетка показов
Но все равно: новый формат форума стал самым удачным за несколько лет его истории. На него привезли не обычный унылый неликвид с фестивалей второго ряда, но некоторые из самых интересных новых фильмов этого года, причем не самых банальных; а также тщательно отобранные, причем малоизвестные, старые картины. Не всякий фестиваль может скорректировать представления своих зрителей о кино сегодняшнего дня, тем более — об истории кино. Форуму это удалось: некоторые из его фильмов вы больше нигде не увидите, о многих больше нигде бы не услышали. Характерно, что в этом году на фестиваль специально приезжали синефилы из других городов. В общем, надо надеяться на то, что в форуме хотя бы на этот раз оставят все как есть, поправив только мелочи, — и пусть даже Ростральные колонны зажигают, если это кому-нибудь нужно.