В прокат выходит вторая часть «Хоббита» — повести Толкиена, которую Питер Джексон превратил в трилогию. Захватывающая «Пустошь Смауга» и то, что можно вспомнить по ее поводу, — в материале «Бумаги».
Кадр из фильма «Хоббит»
Годы идут, и наблюдать за историей Средиземья в исполнении Питера Джексона и его команды становится все менее интересно. Уже после первой части стало ясно, что идею с превращением небольшой повести в девятичасовую трилогию нельзя назвать удачной. Возможно, фанаты Толкиена, возмущавшиеся сокращением сюжетных линий в экранизации «Властелина колец» были не так уж и правы. В первом фильме хоббит Бильбо с магом Гэндальфом и чертовой дюжиной гномов обстоятельно отправлялся в поход за сокровищами. В «Пустоши Смауга» вся компания продолжает это делать, а зрителям предъявляется набор эпизодов, составляющих середину книжки, — во всех подробностях и даже более
чем: в частности, согласно требованиям голливудского эталона, к сюжету домыслен женский персонаж и любовная линия в придачу, в которой участвует не кто иной, как Леголас из «Властелина колец».
Помимо этого имеются: встреча с человеком-медведем, нападение огромных пауков, неприятное знакомство с лесными эльфами (там как раз появится Леголас), озерный город со Стивеном Фраем в роли его бургомистра и, наконец, анонсированный дракон в исполнении Бенедикта Камбербатча. Встречу сериального Шерлока с доктором Ватсоном (напомним, что Бильбо играет Мартин Фримен) мы, конечно, не сможем в полной мере оценить за русским дубляжом, хотя Камбербатч дал Смаугу не только голос, но и пластику.
В любой трилогии второй эпизод находится в заведомо невыигрышном положении. Первая часть знакомит нас с миром (впрочем, Новая Зеландия нами уже и так была изучена) и его героями, третья — эффектно завершает историю: на долю второй остается немногое. Так было и с «Двумя башнями» во «Властелине колец». «Пустошь Смауга», аналогичным образом, начинается в гуще событий и заканчивается накануне развязки. Кульминации будет посвящена последняя треть «Хоббита» — всего две главы в повести, но стандартные джексоновские три часа в кинотеатре: судя по всему, это будет одна продолжительная батальная сцена.
Еще три фильма Питера Джексона до экранизаций Толкиена
«Живая мертвечина» (1992)
Джексон начинал в кино как настоящий гик — с комедийных зомби-хорроров
«Небесные создания» (1994)
Кино о стране эльфов (но еще не в прямом, а в переносном смысле) и подростковой любви
«Забытое серебро» (1995)
Фальшивая документалка о том, что Новая Зеландия — родина кино
Еще три фильма на тему
Все герои — небольшого роста: «И карлики начинают с малого» Вернера Херцога
В «Хоббите» хотя бы Гэндальф и эльфы более вытянуты по вертикали, чем отряд гномов и Бильбо Бэггинс. У Вернера Херцога — никаких скидок: актерский состав здесь укомплектован исключительно карликами. Херцог — режиссер в принципе парадоксальный, но эта картина безумна даже по его стандартам: речь идет о бунте в сумасшедшем доме, карлики уходят в отрыв. Есть, например, сцена распятия обезьяны, и в ней не стоит искать религиозного символизма или насмешек над христианством: просто — почему бы и нет.
Драконы: «Сказка странствий» Александра Митты
Возможно, лучший советский фильм в сказочном жанре — тоже фильм-путешествие, как и «Хоббит», — готическая история о сестре в поисках брата. Если кому-то кажутся мрачными фильмы Джексона, забудьте: фантасмагория Александра Митты гораздо сумрачней, а эпизод в городе, зараженном чумой, не менее страшный, чем сказки Вильгельма Гауфа. С драконом связан один небольшой эпизод, причем чудище играет в сюжете интересную роль: оно настолько велико, что на его спине люди построили целую деревню и живут в ней, не зная зимы, благодаря жару огнедышащего ящера.
Музыка Ховарда Шора: «Автокатастрофа» Дэвида Кроненберга
Несомненно, музыка к «Властелину колец» и «Хоббиту» — одно из самых больших достижений композитора Ховарда Шора, но и без этих саундтреков канадец был бы одним из лучших в своей профессии. Изначально своей славой Шор обязан соотечественнику Дэвиду Кроненбергу: эти двое работают вместе еще с конца семидесятых. «Автокатастрофа» — один из лучших саундтреков Шора и ключевая работа Кроненберга. Автор, всегда интересовавшийся отношениями людей и механизмов, сделал триллер о людях, которых сексуально возбуждают автокатастрофы и все, что с ними связано. Простая, но действенная метафора современного технократического общества, выполненная в соответствующей холодно-отстраненной манере.