Съёмки сериала «Срок» о российской оппозиции временно приостановлены после обыска в квартире одного из режиссёров проекта Павла Костомарова. Александра Скочиленко, автор большинства видеорепортажей «Бумаги» с петербургских протестных акций, пытается разобраться, что потеряла и что нашла отечественная документалистика благодаря сериалу о жизни оппозиции в России. Документальный сериал «Срок» выходит в сети с 21 мая 2012 года и рассказывает о лидерах протестного движения в России. Проект снимают российские документалисты Павел Костомаров (в соавторстве с Александром Расторгуевым снял документальные фильмы «Я люблю тебя» и «Я тебя не люблю», работал оператором фильмов «Прогулка» Алексея Учителя, «Как я провёл этим летом» Алексея Попогребского и сериала «Реальные пацаны») и Александр Расторгуев (автор фильмов «Мамочки», «Чистый четверг» и «Дикий, дикий пляж»), а также журналист канала НТВ Алексей Пивоваров. Среди главных героев сериала — Алексей Навальный, Эдуард Лимонов, Сергей Удальцов, Борис Немцов, Ксения Собчак и Илья Яшин. Последний, 272-ой, эпизод «Срока» повествует об обыске и допросе Павла Костомарова, который выступает свидетелем по делу о беспорядках на Болотной площади. Авторы сообщают, что съёмки сериала временно приостановлены, а возможно, и вовсе окончены. За время существования «Срок» подарил интернет-аудитории такой пример документалистики, терять который теперь очень обидно.
За чуть больше чем полгода существования для «Срока» авторы сняли 272 эпизода
Есть хрестоматийный отечественный документальный режиссёр — Марина Голдовская. Её последний фильм, «Горький вкус свободы», о погибшем журналисте Анне Политковской снят в необыкновенной для профессионального кино манере — это практически любительская камера, временами даже с трудом отличимая от home video. Между тем, Марина Голдовская — профессиональный оператор и режиссёр с мировым именем. Но именно заваленный горизонт, табуированная у операторов съёмка против окна позволяют Голдовской рассказать о своей героине как об обыкновенной женщине, близкой и родной. Режиссёр будто открывает запылившийся семейный альбом и являет его миру как высшую историческую ценность.Трейлер к фильму Марины Голдовской «Горький вкус свободы»
Документалистика «Срока» — это документалистика со схожим приёмом, но под другим углом. Навальный — парень, который писал в блоге. Удальцов в нулевые митинговал с бабушками. Их, кажется, нельзя снимать статичным планом с крупного на средний и обратно. Живая камера и монтаж, про который во всех классических учебниках написано: «Так монтировать нельзя», — это создаёт чудесную иллюзию, будто бы ты сам заснял всё на телефон. В новостях есть специальный жанр «глазами очевидца» — такой съёмке мы верим и сопереживаем неизмеримо больше, чем холодному объективу телеоператора. Да и запросу времени она отвечает гораздо точнее.Документальное кино обретает своё первородное и первостепенное значение — значение документа, красноречивого свидетельства эпохи
Благодаря «Сроку» каждый из нас побывал в толпе на Болотной, видел, как предъявляют обвинения Pussy Riot и как выживают жители Крымска. На митинг вышло, допустим, 300 человек, а очевидцами стало 5000. Пример: одиночный пикет на Балтийском заводе, в котором участвовал один-единственный человек, а со стороны прессы освещать который пришёл только один фотограф, ввиду некоторых удачных обстоятельств посмотрело 4000 человек. Документальное кино обретает своё первородное и первостепенное значение — значение документа, красноречивого свидетельства эпохи. Поэтому и авторы «Срока» охарактеризовали свою работу как летопись.Одиночный пикет у Балтийского завода в апреле 2012 года
Создатели сериала в финальном титре последнего эпизода пишут: «События последних дней, связанные с допросом Павла Костомарова и обыском у него дома, серьёзно повредили нашему проекту, нарушив главный принцип качественной документалистики: автор не должен быть участником событий. В связи с этим онлайн-проект “Срок” временно приостановлен. О его дальнейшей судьбе и о планах его создателей мы сообщим в самое ближайшее время». Композиция скручивается в тугое тавтологическое кольцо: автору «Срока», возможно, грозит срок. И это достойная постмодернистская точка.Композиция скручивается в тугое тавтологическое кольцо: автору «Срока», возможно, грозит срок. И это достойная постмодернистская точка
Немногие знают, что «Срок» не является сериалом в прямом смысле слова, это своеобразные фрагменты и подготовка к будущему фильму. То есть нам ещё предстоит увидеть полноценную картину. Сегодняшнюю ситуацию можно прочесть так: «Срок» готов к окончательному монтажу, но сесть его авторы не готовы — и здесь проходит грань, всё-таки разделяющая поэта и гражданина. Возможно, что по истечении срока — срока монтажа, срока гражданских волнений, срока президентства и, наконец, срока давности — мы не разучимся смотреть на мир живыми глазами. Прошлой зимой из зрителей мы вдруг превратились в очевидцев, а то и в участников — и это был огромный эволюционный шаг.