В Петербурге прошел фестиваль спектаклей в нетеатральных пространствах «Точка доступа». Постановки показывали на заводе, в библиотеке и в окрестностях станции «Удельная». Один из спектаклей играли в гипермаркете «Максидом» у метро «Дыбенко». Во время показов магазин продолжал работать, а покупатели наблюдали сидящих в ванных артистов и бегающих между стеллажами зрителей в наушниках.
«Бумага» узнала у режиссера «Кентерберийских рассказов» Александра Артемова, зачем ставить спектакль в строительном магазине, как сотрудники и покупатели реагируют на происходящее и не навредила ли постановка работе «Максидома».
Фото из архивов фестиваля
Зачем ставить спектакль в гипермаркете
В основе нашей постановки лежала идея о 15 зрителях, за которыми на один час закреплено 15 актеров. И для этой идеи теоретически подходит любое пространство, хоть улица.
Вообще, такая модель это уже, считайте, устоявшийся жанр. Например, есть такая история, «День с видеоблогером» называется: где-то за 15 тысяч видеоблогер проводит день со своим подписчиком, гуляет с ним, разговаривает и так далее. Нам было интересно посмотреть, может ли в таком формате работать актер, взаимодействовать со зрителем максимально свободно, без всяких ограничений.
Перенести все это в гипермаркет мы решили уже позже, в процессе обсуждений, куда такой спектакль вместился бы максимально органично. Мы решили, что нам понадобится современный храм потребления.
Зачем гипермаркету проводить у себя спектакль
Даже не очень понятно, что получает гипермаркет от такого сотрудничества. Есть ощущение, что у «Максидома» и так все хорошо с рекламой. Вообще, у таких крупных сетей, как «Максидом» или «Лента», с репутацией все в порядке. С точки зрения имиджа такой проект мог бы пригодиться скорее «Галерее»; например, это мог быть спектакль-инструкция о том, как вести себя человеку в случае террористической атаки и как нужно ценить сегодняшнее время, пока оно мирное.
На фото: актеры спектакля «Кентерберийские рассказы»
Как на постановку реагирует персонал
и посетители
и посетители
Во время спектаклей мы работаем как часть целого механизма «Максидома», так что никаких изменений в работе гипермаркета не заметно. Сотрудники относились к нам как к таким же служащим, некоторые даже приходили на показы.
Обычно покупатели никак не реагировали на проходящий спектакль, иногда, правда, принимали актеров за консультантов и спрашивали, где что находится и как чем пользоваться.
Публика нетеатральная на такой формат реагирует лучше, прежде всего потому, что она в целом более открыта. Насмотренному зрителю сложнее это воспринимать, кому-то кажется, например, что ему вообще ничего не показали, ничем не «накормили», а нетеатральный зритель в основном остается сыт и просветлен или голоден и просветлен.
Мне кажется, что в скором времени такой вид городского аттракциона появится во множестве гипермаркетов страны.