В пятницу, 18 мая, стартует трёхдневный Международный фестиваль Сергея Курёхина (SKIF) — лучшее ежегодное событие в Петербурге для любителей небанальной музыки. Корреспондент «Бумаги» попытался найти что-нибудь общее у очень разных музыкантов, приехавших на фестиваль со всего мира, — и, кажется, нашёл.
15 мая 2012
Скифская магия
SKIF проходит ночью. Эта, казалось бы, организационная мелочь в этом году формирует образ фестиваля: там звучит музыка ночная. Два десятка участников, среди которых нет по-настоящему популярных музыкантов, но минимум пара культовых, играют в самых разных жанрах, стилях, течениях, направлениях, кое-кто сразу во нескольких. Попытки как-то обобщить это многообразие и классифицировать звучащую на SKIF музыку сводятся обычно к двум эпитетам — «экспериментальная» и «альтернативная», — настолько заезженным, что их суть стала едва уловима. Впрочем, слова-то действительно подходящие; нужно лишь очистить их от прилипших ненужных смыслов. Эксперимент — проверка новой гипотезы, вызов существующему порядку — это предложение альтернативы привычному и уютному, приглашение за их пределы, шаг на ту сторону — к неизведанному. SKIF — фестиваль музыки, которую можно назвать экспериментальной или альтернативной именно в таком ключе. Все артисты ищут новые формы или на новый лад перекраивают уже существующие; каждый делает это по-своему, но вот тут и появляется едва уловимое сходство: известные жанры — традиционный джаз или какой-нибудь там хип-хоп — приобретают несвойственные им потусторонние черты. Получается что-то совсем необычное, непонятное и порой пугающее — как знакомые предметы в ночной темноте. Едва ли это сознательный творческий приём; кто-то из артистов, может быть, вовсе не согласился бы. И всё же эта приверженность «тёмной стороне» присуща большой части скифовских участников — в той или иной мере. Один из главных козырей этого года — голландский The Kilimanjaro Dark Jazz Ensemble — даже называется соответственно (интересно, что у TKDJE есть мало отличимое в музыкальном плане альтер-эго под таким же говорящим именем The Mount Fuji Doomjazz Corporation). Это в самом деле тёмная музыка — меланхоличная, местами мрачная. Какие-то работы группы держат в постоянном напряжении, заставляя тревожно ёрзать; другие расползаются с эмбиентным (или, если угодно, дарк-эмбиентным) шуршанием, через которое мучительно пытаются прорваться ритм или обрывки мелодий.
Авторы:
Глеб Крауклиш
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Все тексты