31 июля 2012

Шагал, Матисс и Миро без пыла и жара

В фотогалерее «Рахманинов дворик» открылась выставка «Звёзды парижской школы. Шагал, Матисс, Миро». В экспозиции представлены литографии и офорты знаменитых художников. Обозреватель «Бумаги» задаётся вопросом: есть ли жизнь в репродукциях великих картин? Хронологически самые ранние работы из всех представленных — гравюры Марка Шагала, выполненные как иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Гоголя по заказу известного издателя Амбруаза Воллара в период с 1923 по 1927 год. В эти годы художник выполнил 96 печатных форм, с которых постепенно было напечатано более 400 комплектов. Первые 50, из которых и происходят выставленные работы, были сделаны на японской бумаге ручной выделки. Эта техника невероятно захватила автора и уже позже по заказу того же Воллара он сделал множество офортов, иллюстрирующих Ветхий Завет. Выставленные гравюры пестрят излюбленными Шагалом образами летящих и парящих над землей фигур, лошадей. Несмотря на полное отсутствие цветности и абсолютный минимализм линий, в этих оттисках читается фирменный шагаловский стиль, умноженный на гоголевские приемы гиперболизации. Широко представлен каталонский художник Хуан Миро. Его литографии 1950 — 1970-х годов в некоторой степени можно назвать итогом творческих исканий.

Миро всегда был открыт для разных направлений — таких, как фовизм, кубизм, сюрреализм, и разных форм и языков: керамики, гравюр, скульптуры и фресок

Выставленные абстрактные литографии — это тот логический вывод, к которому постепенно пришел художник. Он стремился освободить свое творческое подсознательное начало от контроля логики и разума. Третий художник, основатель фовизма и известный французский экспериментатор Анри Матисс представлен несколькими литографиями, в которых воспроизведены его знаменитые коллажи или «аппликации», как их, надо сказать, крайне непрофессионально назвал куратор галереи, из серии «Обнаженная синяя». Это удивительные в своем роде декупажи 1952 года, над которыми Матисс работал как скульптор: «Рисовать ножницами. Врезаться прямо в цвет — это напоминает мне непосредственное ваяние скульптора из камня». Эта техника очень подвижна, поскольку она позволяет перепроверять композиционные ритмы и контролировать движение форм друг навстречу другу. Здесь цвет полноправно завладел формой, он самостоятельно образует её. На первый взгляд, выставка художников, давно ставших классиками XX века, в галерее, которая до этого выставляла исключительно фотографии, кажется неожиданной. Кураторы пространства называют этот проект «экспериментальным», но, фактически, представленные работы можно в некотором роде назвать фотографиями, поскольку и литографии, и офорты, и фотографии, в первую очередь, характеризуются воспроизводимостью и тиражируемостью. Репродуцирование и массовое распространение произведений искусства — проблема, которая давно вызывает множество споров.

Можно ли считать литографии и гравюры полноценным продуктом творческих исканий художника? Не теряют ли они свою принципиальную уникальность из-за возможности воспроизведения их бесконечное количество раз?

Конечно, появление работ такого характера можно объяснить финансовым интересом автора и его желанием экспериментировать с техникой. Возможно, чтобы прочувствовать и проследить эти размышления и поиски художника, более уместным было бы смотреть не на готовые оттиски, а на печатные формы, хотя на эти формы зачастую изображение наносил не сам автор, а гравёр. Получается, в уникальности печатных форм также можно усомниться. Искусство всегда было склонно к репродуцированию, но чаще всего копии делались для осваивания и оттачивания важных принципов мастерства. Обо всем этом ещё в 1936 году писал Вальтер Беньяним. Он утверждал, что с усилением возможности массового тиражирования постепенно угасает энергия, теряется уникальность произведений искусства. Так, и представленные на этой выставке работы, к сожалению, энергетически и эмоционально холодны.

Выставка продлится до 30 сентября. Время работы: с 12:00 до 20:00, без выходных. Адрес: улица Казанская, дом 5. Цена билетов: от 150 (дети, пенсионеры и студенты) до 200 рублей (взрослые).

 Читайте также:

 
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.