Во все времена школа — будь то лицей, частный пансионат или Хогвартс — была тем неиссякаемым источником курьезных случаев, детских комплексов и проблем воспитания, из которого черпали идеи сюжетов многие писатели. Колумнист «Бумаги», специалист по детской литературе Марина Соломонова, вспоминает самые важные книги о школе: дореволюционные рассказы о буднях институток, повести о советских подростках, дневники флегматичного американского середнячка и записки российского двоечника.
Иллюстрации: Рита Волох / «Бумага»
Родители делятся на «продвинутых» и недоверчивых: «продвинутые» готовы испытать на своем ребенке распоследние достижения современной детской шведской и немецкой литературы и сами тебя пугают. А недоверчивые на все твои рассказы вдохновенные, включающие цитаты из Чуковского, Габбе и Бахтина, хмыкают и отвечают: «Ну а Винни-Пуха у вас нет?». Но законы жанра остаются неизменными: «Больше всех других книг дети любят повести о людях», — цитата из Габбе. Разовьем и продолжим: самая потенциально интересная успешная книга для школьника, младшего-среднего-старшего, при всех индивидуальных пристрастиях и увлечениях кошками, рок-музыкой или футболом — книга о нем самом. То есть о школе, мальчишках и девчонках, которые живут каждый день самой обычной жизнью и пытаются прожить ее как самое интересное на Земле событие. И это прекрасно, просто не описать словами насколько, когда появляется в новинках у какого-нибудь хорошего детского издательства новая отличная книга о том самом — о школе. Мы сразу чуть ли не шампанское открываем — она точно будет продаваться. Не потому, что мы бессердечные книжные торгаши, а потому что хочется таких книг — о них. Хотя о кошках тоже хорошо.Писатели осмелели и не боятся экспериментировать, а издатели – издавать: все просто ищут новые формы для этих новых избалованных современных детей, которые все так же, как и раньше, просто хотят, чтобы их удивилиОпять же цитата из Тамары Габбе, ее очерка «О школьной повести и ее читателе» — «Почему же нашим ребятам все еще не хватает школьных повестей и рассказов?» — как никогда актуальна. Очерк Габбе вышел в 1938 году, когда советская власть активно создавала детскую литературу для воспитания «людей будущего», когда школа менялась практически каждый день, пересматривались ценности, методы обучения, программы. Стали другими и сами школьники — в одном классе сидели разные «классы». Тогда создание литературы «такой, какой надо», причем еще и талантливой — ведь детей, в отличие от взрослых, не заставишь читать плохие тексты — было вопросом госполитики. Ныне ситуация схожая: школа меняется со страшной скоростью в течение многих лет и каждый год дети все менее похожи на предыдущих. Теперь уже речь не о детях девяностых и детях двухтысячных, а о детях 2005 года рождения и о детях 2006 года — это же совершенно разные люди! Отсюда дикий кризис жанра — попробуй угнаться за такими детьми, за их ценностями, да читают ли они вообще? Сейчас выяснилось, что читают и по-прежнему любят книги о школе — в любой форме, так что даже серия о Гарри Поттере обязана своим успехом прежде всего «школьной» составляющей, а именно Хогвартсу с его чудаками-учителями, экзотическими предметами, соперничеством между факультетами, переживаниями по поводу экзаменов и школьных соревнований. Писатели осмелели и не боятся экспериментировать, а издатели — издавать: все просто ищут новые формы для этих новых избалованных современных детей, которые все так же, как и раньше, просто хотят, чтобы их удивили. В преддверии нового школьного года предлагаем вниманию результаты последней ревизии: что есть самого интересного в подвиде литературы о школе из последних поступлений. Все это книги, которые понравятся и взрослым, — мало того, даже будут отбираться у детей, несмотря на крики об угнетении и деспотизме; ну, мы надеемся.
Ретро: серии «Девичьи судьбы» и «Маленькие женщины»
Многие родители безмерно любят эти книги, вздыхая: «Ах, что ж сейчас все не так»У издательства «ЭНАС» есть не книги, а целые серии для самых пуританских и недоверчивых родителей, которые блюдут своих дочерей в этом кошмарном, полном соблазнов мире: «Девичьи судьбы» и «Маленькие женщины». В «Девичьих судьбах» выходят дореволюционные повести о буднях институток, написанные в основном по личным воспоминаниям писательниц: «Парфетки и мовешки» Татьяны Лассунской-Наркович, «Веселые будни. Дневник гимназистки» Веры Новицкой, «Институтки» Надежды Лухмановой, ну и Чарская, конечно же. Многие родители безмерно любят эти книги, вздыхая: «Ах, что ж сейчас все не так». И слава Богу, что не так, в институты большей частью попадали девочки бедные или, вообще, сироты. Государство о них заботилось таким образом, и участь их после окончания института была незавидна — унылая и унизительная работа в том же институте или в гувернантках. Кроме того, образование в институтах, несмотря на легенды, было весьма специфическое, а уж атмосфера и вовсе удушливая и нездоровая сопровождалась истериками, плохой едой и предельной религиозностью. Но, видимо, утрированное девичество — темная фрейдистская сторона сильных русских женщин.
Иллюстрации с сайта labirint.ru
В серии «Маленькие женщины» (для насмешливых невежественных в детской литературе придир — серия названа в честь книги Марии Луизы Олкотт, легендарного американского произведения о четырех сестрах) выходят канонические и образцовые английские и американские книжки о девочках, среди которых очень хочется рассказать об Элизабет Мид-Смит. Дочка ирландского протестантского священника, первую книгу она издала в 17 лет, а ее «Девичий мирок (история одной школы)», вышедший в 1886 году, стал так популярен, что именно с него романы о школе появились как жанр. Ей подражали, и книги о школе так и стали называть — школьные романы… «Семь молоденьких девиц, или Дом вверх дном», «Девичий мирок (история одной школы)», «Школьная королева» — действие всех книг проходит в частных школах для девочек, не институтах, как у нас, а в пансионах. Такое заведение мог открыть практически любой человек в Великобритании — сделать из своего дома школу, набрать учителей по своему разумению и вести дела. Такие школы, правда, для мальчиков активно поминаются у Диккенса, о такой школе пишет Бернетт в «Маленькой принцессе» — страшно интересно.Советский «Дневник Кости Рябцева»
Готовьтесь к разговорам о буржуазности Пушкина и супружеских отношенийИздательство «Теревинф» переиздало книгу, которая для советской России 20-х годов стала такой же классикой, как «Республика ШКИД», и которая повествует о становлении общеобразовательной школы в те годы. О жанре дневника я расскажу ниже — сейчас он претерпевает самые мощные пертурбации, порождая главные бестселлеры и шедевры, но «Дневник Кости Рябцева» — это именно классика. Книга датируется 1928 годом, а первые годы учебы приходятся на 1923–1924 год — вы представляете, что творилось тогда в школах? Нет? Костя Рябцев — типичный постреволюционный радикальный подросток, готовьтесь к разговорам о буржуазности Пушкина и супружеских отношений. И как же это похоже на современную школу, когда учителей обвиняют в консерватизме и преданности «строю», а преподаватели пытаются сражаться и любить этих новых странных детей, совершенно «иных» по их «устаревшим» учительским меркам. Потрясающая книга, необыкновенной силы и откровенности текст.
Дневники мальчиков и девочек наших дней
В них столько картинок, что родители вздрагивают: как малобукаф…Школьная повесть часто пишется от лица главного героя, максимально приближаясь к жанру дневника, часто это дневник и есть. Дневниковые записи, как пишут учебники, отличаются психологизмом, субъективностью взглядов автора, откровенностью. Автор, соединяющий школьную повесть с дневником, идет на определенный риск: он хочет быть своим, он шпион, он Штирлиц. Ему нужно, чтобы ему поверили дети, что он такой, как они, — ему нужно говорить как они, смеяться над теми же вещами, увлекаться тем же, и только тогда он сможет, как взрослый, сказать им нечто важное. Дневники современных авторов и есть по сути сами настоящие дневники — книги стилизованы под исписанные, разрисованные тетради, открывая которые, восторженные дети сразу попадают в пространство, предлагаемое автором, — обычно профессиональным дизайнером, карикатуристом и художником по совместительству. Безусловным хитом в этом жанре стали «Дневники слабака» Джеффа Кинни, о которых можно говорить бесконечно. С 2007 года серия книг о Греге Хеффли, школьном лузере, держит статус столь же успешного, «как Гарри Поттер», бестселлера-феномена. Сейчас это уже целая индустрия, с фильмами, с сувенирной продукцией. В России книгу издали «Рид Медиа» и сейчас готовят вторую — обещали на начало сентября.
Отрывок из книги «Дневник слабака»
«Том Гейтс. Мой головокружительный мир» Лиз Пичон, издательство «Клевер Медиа Групп», продолжает традицию «Дневника слабака». Том — британец, живет в маленьком городке, его отец — дизайнер, который работает дома. Том его очень стесняется, потому что папа одевается как подросток и носит футболки с символикой рок-групп, что выглядит нелепо. Еще у Тома есть старшая сестра-гарпия, девочка, которая ему нравится в школе и, конечно, свой бэнд, с которым он репетирует после школы… Очень стильная книжка. Специфика новых мальчишеских «дневников» — это обилие сленга и разговорной лексики, с которыми наши переводчики довольно неплохо справляются. И, конечно, обильные иллюстрации, выполняющие не привычную роль «картинки к тексту», а самостоятельную сюжетообразующую функцию, как в комиксе по сути. В них столько картинок, что родители вздрагивают: как малобукаф… Сразу растолкуем: современные авторы таким образом пытаются привлечь внимание детей, уже всем сердцем привязанным к визуальной культуре комиксов и фильмов, к книге как форме.Отрывки из книги «Том Гейтс» с сайта labirint.ru
«Привет! Это я… (не оставляй меня снова одну)…» Нины Элизабет Грентвед от издательства «КомпасГид» — дневник девчачий. Весь в картинках, картах, наклейках, сердечках. Но при всем ничуть не слащавый. Шведы — что вы хотите от них. Суровая правда подростковой жизни. Девочка Ода влюбляется в старшего брата своей лучшей подруги. Очень светлая, сложная и живая книга, о поиске себя, но «упакованная» вот в такую вот форму.Гиваргизов как жанр
Это черный юмор — в его самом высоком проявлении, как высокая мода малодоступный, но если вы полюбили Гиваргизова, пропащая, счастливейшая вы душа«Записки выдающего двоечника» Артура Гиваргизова не так давно вышли в издательстве «Эгмонт» с роскошными рисунками Максима Покалева, художника студии Артемия Лебедева. Надо хватать. Когда-то, в начале двухтысячных, Гиваргизова читали только молодые взрослые. Тогда еще не было принято читать детскую литературу как любимую в открытую. Все ржали как проклятые над его рассказами, это был такой новый Хармс. Его книги собирали все, даже если в «новой» был только один свежий рассказ.
Отрывок из книги «Записки выдающего двоечника» с сайта labirint.ru
Артур Гиваргизов — учитель музыки, и школу он знает не понаслышке, как светлое или темное воспоминание о прошлом. Он пишет только очень короткие рассказы или пьески — про школу, которую так здорово взорвать, про учителей, берущих взятки и видящих дурные сны про свою работу, про детей, которых приковывают к батарее, чтобы выучили, что надо, про родителей, которые делают уроки за детей по ночам и все-все расскажут о своей жизни в сочинении «Как я провел это лето». Это черный юмор — в его самом высоком проявлении, как высокая мода; малодоступный, но если вы полюбили Гиваргизова, пропащая, счастливейшая вы душа. Молодые взрослые, которые в начале двухтысячных умирали от хохота над его книгами, теперь стали молодыми родителями. Из подобной же молодой сумасшедшей развеселой роскошной прозы «не для всех», поколения журнала «Трамвай», нетайного братства, страстно рекомендую: «Моя собака любит джаз» Марины Москвиной, «Рассказы маленького мальчика» и другие книги Олега Кургузова, «Сказки про мам» Сергея Седова.Современная школьная повесть
Книги у Жвалевского и Пастернак наимудрейшие, тонкие, ироничные, азартно закрученные. Как же мало их однихСамые главные игроки на этом поле — Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, белорусский дуэт, создающий драйвовые качественные повести о современной школе с элементами фантастики. «Я хочу в школу», «Шекспиру и не снилось», «Типа смотри короче», «Время всегда хорошее», «Гимназия № 13», «Москвест» — это истории о современных школьниках, которыми дети и их родители упиваются и требуют бесконечно: «А что-нибудь такое, а еще ничего нового не вышло?». На сегодня у дуэта несколько престижных детских премий — есть за что. «Я хочу в школу» — книга с самым вызывающим названием рассказывает об экспериментальной школе, которую создала группа продвинутых учителей, методы обучения шокируют проверяющего дяденьку из РОНО, да и финансирование внезапно обрывается, потому что спонсора обвиняют в старых бандитских делах. В итоге школа закрывается и дети, учившиеся несколько лет в условиях полного творчества и свободы, распределены в самую обычную среднюю школу. Как они там выживут? Книги у Жвалевского и Пастернак наимудрейшие, тонкие, ироничные, азартно закрученные. Как же мало их одних. Честь им и слава.
Для взрослых о школе
Читать в момент тяжелейшей или тихой депрессии, когда все ценности вдруг рухнули, но миру до этого дела нет«Когда отдыхают ангелы», «Как дневник» — книги Марины Аромштам, учительницы начальных классов, психолога, человека тончайшей души, нерва, совести. Это книги о начальной школе, современной российской, от которой требуют так много, а дать можно так мало — ну, как всегда. «Когда отдыхают ангелы» — история одного класса, с первого по четвертый, глазами девочки-школьницы и глазами учительницы. Когда я рассказываю о книге, говорю заученные фразы, которые все равно мне не надоедают: «Читать в момент тяжелейшей или тихой депрессии, когда все ценности вдруг рухнули, но миру до этого дела нет, каждый день надо вставать, идти на работу и что-то этому миру давать… Кстати, вы знаете, кто такой Януш Корчак? А то он там часто поминается…» Я, вообще-то, не сноб, не надейтесь, но люди многие и вправду не слышали о Корчаке — и ничего страшного. Я рассказываю, кто такой Януш Корчак, и наступает минута, когда у человека меняется лицо и он узнает о таком человеке, как Корчак. Вот тогда я думаю о том, что мир стал капельку лучше. Спасибо Марине Аромштам за эту книгу. Она дает мне силы делать свою работу дальше, каждый день. Она о детях — о том, что они и чудо, и чудовища, и опять чудо.