20 ноября в залах-трансформерах Главного штаба начнет работу выставка «Твердыня пламенная», названная так в честь сборника публицистики художника, путешественника и общественного деятеля Николая Рериха.
Посетители смогут увидеть картины художника, предметы из его коллекции, документы и фотографии. «Бумага» осмотрела экспозицию.
Адрес: Дворцовая площадь, 6-8
Время работы: ВТ, ПТ, СБ: 11:00-20:00; СР, ЧТ, ВС: 11:00-18:00
Билет: 500 рублей
Ссылка: hermitagemuseum.org
У Николая Рериха — сына известного петербургского нотариуса — было две профессии. В Петербургском университете он выучился на юриста, а параллельно осваивал ремесло живописца в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств.
Объединять искусство с другими видами деятельности художник продолжил и в дальнейшем: Рерих много путешествовал, увлекался археологией и коллекционировал артефакты каменного века (к 1910 году в его собрании насчитывалось свыше 30 тысяч предметов).
Тем не менее, в дореволюционном Петербурге Рерих был известен в первую очередь как художник: уже его дипломную работу «Гонец» приобрел коллекционер Павел Третьяков и высоко оценил критик Владимир Стасов. В XX веке художник получил широкую известность: Рерих работал директором школы Императорского общества поощрения художеств, участвовал в оформлении многих церквей, возглавлял объединение «Мир искусства» и сотрудничал с Дягилевым во время «Русских сезонов».
Первоначально Рерих интересовался русской культурой и историей, в первую очередь — периодом Древней Руси. Однако уже в 1900-х годах в его творчестве появляются восточные мотивы: Рерих опубликовал серию очерков о Японии и Индии, а также написал ряд картин на индийские темы.
После революции в России восточная тема в творчестве Рериха постепенно стала главенствующей. После нескольких лет жизни в Финляндии и Великобритании художник переезжает в США, где проводит серию весьма успешных выставок и находит сторонников. С их помощью Рерих открыл Музей своего имени и Институт объединенных искусств: обе институции работали в 29-этажном небоскребе Мастер-Билдинг, который в Манхэттене построили специально для Рериха.
В 1923 году Рерих отправился в масштабную Центрально-Азиатскую экспедицию — и, хотя его американские проекты продолжали работать, из Азии в США Рерих возвращался редко.
В конце 1920-х годов художник создал так называемый Пакт Рериха — проект Договора о защите культурных ценностей, который был ратифицирован США и другими странами, а позднее лег в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятой в Гааге в 1954 году.
В этот же период Рерих получил наибольшую мировую известность — его дважды номинировали на Нобелевскую премию мира. А Маньчжурская экспедиция путешественника, организованная с помощью американских властей, закончилась громким скандалом: в американской прессе написали о недовольстве японских властей и военных приготовлениях экспедиции. В результате высокопоставленные сторонники Рериха в США отвернулись от него, а все рериховские учреждения в этой стране были закрыты.
В результате в 1935 году Рерих переехал в Индию, где и жил до смерти в 1947 году. В этой стране художник написал более тысячи картин, а также несколько книг. Рерих предпринимал попытки вернуться на родину, но руководство СССР проигнорировало все его обращения.
За 73 года жизни Николай Рерих создал порядка 7 тысяч картин, посетил множество стран, основал несколько международных движений, а увлекающие его идеи менялись. Например, от резкой критики советской власти художник перешел к параллелям между буддийской и коммунистической общинами, а в 1926 году он передал наркому Чичерину письмо от неких гималайских мудрецов, которые приветствовали достижения большевиков.
Учитывая это, даже самый масштабный выставочный проект едва ли сможет представить зрителям творчество Рериха и его биографию во всем многообразии. Так, на эрмитажной выставке показали напечатанную в США книгу Рериха «Сердце Азии» и еще несколько его печатных изданий, при том что Рерих написал около 30 томов литературных трудов — например, известный поэтический сборник «Цветы Мории».
С другой стороны, авторы достаточно полно представили Рериха-коллекционера. Помимо археологических находок из коллекции автора здесь можно увидеть принадлежавшие Рериху работы западноевропейских живописцев — например, картину «Святой Архангел Михаил» кисти Винченцо Фоппа.
Хотя основу выставки составляют все же картины Николая Рериха: от ранних работ на древнерусскую тематику до знаменитых горных пейзажей.
Выставка «Твердыня пламенная» стала кульминацией Года Рериха в Эрмитаже, ее организовали совместно с Музеем-институтом семьи Рерихов при участии двух десятков музеев из разных стран.
Дом-музей семьи Рерихов в Улан-Баторе предоставил для петербургской выставки произведения местных художников — например, танку XIX века «Шесть ступ высших совершенств Святой Шамбалы». Этот предмет удалось спасти из монастыря, разрушенного в 1937 году.
Всего на экспозиции представили более 500 предметов: от русских икон и археологических находок до предметов декоративно-прикладного искусства и вещей, связанных с жизнью художника.
Выставка будет работать до 2 марта, вход — по билетам в Главный штаб.
Что еще почитать:
Картины Миши Маркера, обломок стены из Нижнего Новгорода и трафарет 2003 года. Это выставка уличного искусства в «Севкабеле».
Вы видели, как Адама и Еву изображал Петров-Водкин? Вот история его «Изгнания из рая» — с новой выставки в KGallery.