Почему русские феминистки не праздновали 8 Марта, где в городе проходили первые митинги в поддержку равноправия, из-за чего лидеры дореволюционного движения за феминизм уезжали после 1917 года в Европу и почему русский феминизм редко бывал радикальным?
Автор книг «Русский феминизм как вызов современности» и «Женский Петербург» Ирина Юкина рассказывает, почему движение зародилось в середине XIX века в Петербурге и как развивалось в СССР.
Ирина Юкина
Историк, кандидат социологических наук
Как в Петербурге появились первые движения за равноправие и почему они стали элитарными
Всегда, когда женщина переходит из традиционного общества в индустриальное, когда «выталкивается» из домашней сферы в производство, она начинает понимать, что ее эксплуатируют. Россия не исключение. В эпоху модернизации у нас открываются женские организации, участницы которых называли себя равноправками. Движение в России появилось позже: у нас позже началась модернизация.
Появление феминистского движения напрямую связано с реформой 1861 года (отменой крепостного права — прим. «Бумаги»). Его зачатки есть еще в конце 50-х годов, но именно с началом разорения дворянских гнезд женщины начинают искать способы заработка и замечать имеющиеся проблемы. Мужчины уходили в бизнес, на госслужбу, в армию, а женщины не могли пойти в некоторые области. Тогда и началось осмысление своих прав и свобод.
Ошибочно говорить, что феминистки приходили к своим идеям из-за несчастия и отсутствия брака. Так, у трех пионерок и лидеров русского феминизма были абсолютно показательные судьбы: Анна Павловна Философова была счастлива в браке, многодетная мать; Мария Васильевна Трубникова развелась с мужем и сама содержала четырех дочерей; Надежда Васильевна Стасова оставалась старой девой до самой смерти и никогда не вышла замуж.
При этом у основания движения в России, как и в любой другой стране, стояли и мужчины. Они были носителями знаний и, понимая плюсы движения, поддерживали его.
Соответственно, раз все феминистки были из влиятельных семей, они либо уже жили, либо переезжали в Петербург — столицу империи. Неспроста именно здесь находится Смольный институт благородных девиц — большинство из них учились именно там. По большей части они как женщины не из бедных, а часто даже известных семей жили в центре. Дома очень многих феминисток располагались, например, на Невском проспекте.
Именно в Петербурге зарождались первые феминистские общества. Потом, правда, многие разъезжались из-за того, что их права все-таки оставались до сих пор нереализованными. Так, [одной из организаторов движения] Софье Ковалевской, которая получила в Германии степень доктора философии, предложили в Петербурге работать учителем арифметики в младших классах средней гимназии. На это она сказала, что никогда не любила арифметику, и заняла кафедру в Стокгольмском университете.
За какие права боролись равноправки первой волны и почему феминизм в России не был радикальным
Феминизм XIX века — это элитарное городское движение, говорить о массовости в этом случае нельзя. В широком смысле женское движение в это время было завязано на взаимопомощи, поддержке и самообразовании; и только феминизм — на идеологии.
Так, социал-демократки, также выступавшие за равноправие, уже в конце XIX века будут приравнивать себя по Марксу к классу, то есть будут считать, что женщины — это отдельный класс, который находится в «определенных условиях». В общем смысле феминизм, как тогда, так и сейчас, был связан с определенным образом мысли. То, о чем они рассуждали, только через несколько лет, а то и десятков будет принято на практике.
Считается, что феминизм первой волны — с 1861 по 1905 год — во всем мире добивался четырех основных прав для женщин:
1.
На образование, то есть право выбирать места для обучения и специальность;
2.
На трудовую деятельность, то есть возможность выбирать место работы;
3.
«Свободы сердца», то есть право свободно выбирать партнеров и выбирать, рожать или не рожать детей;
4.
Социально-экономических и политических прав, то есть голоса, создания своего дела и прочее.
В России наиболее важным считалось образование. У дворянства после 1861 года реально не было денег и, как следует из дневников феминисток, на них в семье смотрели как на лишний рот. Все уезжали, а на новом месте — это, опять же, зачастую был Петербург — не знали, куда им деваться.
По оценке полицейского ведомства за один год в 1860-х, среди проституток в Петербурге был 1 % дворянок. А в отчете еще не учитывались «элитные проститутки» и содержанки. Они искали помощи, вступали в женские общества для взаимопомощи, где их отправляли на работу, для которой нужно образование.
Чаще всего женщины в то время становились врачами, медсестрами и акушерками. Реже становились переводчицами и журналистками.
Так, Первый медвуз [имени Павлова], который построили за общественные деньги в 1895 году, — первое в России и в Европе учебное заведение, в котором женщины могли получить высшее медицинское образование. Туда могли поступить все девушки, окончившие 8 классов, без экзаменов.
При этом, говоря условно, политических идей в русском феминизме того времени не было. Но всё равно равноправки приближались к политике своими предложениями и влиянием, хотя долгое время не бастовали и не проводили открытых митингов.
Русский феминизм вообще не был радикальным, потому что политических прав не имели и мужчины, и феминистки не отстраивались от всего мужского. Наиболее радикальной была, наверное, только Мария Ивановна Покровская, которая как публицист конца XIX века писала о теме проституции. Она, изучая эту тему, пришла к тому, что мужчины как привилегированный класс используют женщин-проституток. Они формируют спрос, и значит, тоже виноваты. Она предлагала называть и уличенного в этом мужчину проститутом, а после подвергать ответственности. В русском феминизме это была крайняя степень антимужской мысли.
Как феминистки после 1905 года устраивали митинги и почему не праздновали 8 Марта
Первый женский политический митинг состоялся весной 1905 года в Таврическом саду после дарования мужскому населению избирательного права. Соответственно, бастовали за избирательные права и для женщин, но не только для них, но и для людей любого вероисповедания и национальности, а также за совместное обучение женщин и мужчин.
Митинг никак не разгоняли: женщины получали разрешение от правительства, всё согласовали, и им давали право выступать. Они старались работать с властью на понимание. Например, Философова в одном письме говорила о митингах: «Ваш батенька всегда позволял нам устраивать наши маленькие протесты». Конечно, небольшие нарушения там всё равно допускались, но на них власть закрывала глаза.
За первым митингом последовало только открытие филиалов движения в городах поменьше. Потом были и другие протесты, также согласованные; вплоть до 1917 года феминистки писали обращения к правительству, партиям, в Госдуму.
В Петербурге чаще всего протесты проводились в Соляном городке. Можно предположить, что администрация давала разрешение митинговать только там.
Петербургские феминистки не праздновали и тем более не протестовали 8 Марта, проводя в этот день лишь «утра по женскому вопросу». Они, конечно, знали об этом дне с момента его появления, но считали его пролетарским праздником.
При этом большинство женщин, не имевших отношения к феминизму, стали отмечать этот праздник еще в 1913 году. А 8 марта 1917 году пролетарки вышли в колонну протестовать против нехватки хлеба и бедности, к ним начали присоединяться другие рабочие, в результате чего в Петрограде встали фабрики и заводы. И вскоре случилась Февральская революция.
До прихода к власти большевиков в 1917 году фактических решений по политическим правам женщин не было. Но к этому времени феминистки уже создали почву, благодаря которой в будущем одинаковые права будут введены для всех.
Почему феминистки уезжали из страны и как участвовали в Первой и Второй мировых войнах
После прихода к власти большевики упростили процедуру развода и легализовали аборты, но в то же время запретили независимые женские организации, учредив вместо них женотделы партийных комитетов, которые стали частью партийного аппарата.
Феминисток, выступавших за равноправие в предыдущие годы, практически сразу объявили буржуазками, действующими в интересах буржуазии. На фоне этого и других проявлений советской власти многие феминистки стали покидать страну, переезжать в Европу, другие — вести антибольшевистские кампании.
Вскоре в СССР полностью изменилось понятие феминизма, хотя движение осталось элитарным: теперь это была не интеллектуальная интеллигенция, а партийная. По факту, все требования первой волны феминизма были выполнены — и женщины всё больше этим пользовались.
Можно сказать, что это была первая победа первой волны феминизма: в европейском мире равные избирательные права появятся лишь в 50–60-х годах.
При этом даже с внедрением общих прав патриархальная система оставалась, и людям было сложно привыкнуть к новому порядку вещей. Однако женщины всё равно могли участвовать в жизни гораздо больше.
Так, начиная с 1914 года, женщины — не только приверженцы феминизма — уходили на войну как солдаты, а некоторые из них даже становились руководителями отрядов. Во время Первой мировой войны был даже женский батальон, куда шли все: и аристократки, и крестьянки.
Позже, во время Второй мировой войны, ситуация повторилась: женщины также уходили на фронт, помогали армии или работали в тылу. Могли становиться командирами, их уважали в своих кругах и принимали в расчет.
В мирное время большинство советских феминисток состояло в женских обществах, которые, конечно, оставались, но не продвигали новые идеи: не работали над равными правами в остальных сферах. Сталинский период с культом «отца страны» закрепил патриархальные устои внутри семей.
Как феминистские сообщества возродились в 1970-е и почему в Союзе замалчивали дореволюционный феминизм
После смерти Сталина в Москве в 1960-х годах появился Комитет советских женщин, который возглавляла [первая женщина-космонавт] Валентина Владимировна Терешкова. Там заседали лишь высокопоставленные женщины — дочери и жены чиновников. Они «боролись за мир и свободу» от лица всех женщин, но реальных действий не принимали.
В это время начинается оттепель, и все равноправческие идеи, которые в Европе стали второй волной феминизма, потихоньку, с опозданием, но просачиваются в Советский Союз. На фоне этого феминизмом начинают интересоваться и «снизу»
В 1970-х годах в Петербурге открываются первые феминистские сообщества, которые разрабатывают и постулируют новые идеи феминизма. Ее организовывали обычные женщины, которые не занимали высоких постов в партии, но были образованы.
При этом самосознание советских женщин проявляется только при перестройке. Тогда уже большинство начинает требовать равные права в культурной и социальной сферах, заниматься гендерными исследованиями. В общем, это можно назвать началом второй волны феминизма в России.
Тем не менее в СССР не учитывали роль дореволюционных феминисток: в официальных учебниках писали, что равноправие принесла лишь партия, а о суфражистках не говорили ни слова. Всё исходило из роли партии в данном вопросе. Во многом сейчас такая практика сохраняется: говорят об английских феминистках, но не о русских.