В Петербурге начала работу выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи». Проект рассказывает об истории Древней Руси и включает несколько сотен мультимедийных стендов, экспонатов, а также 3D-макетов, посвященных 700-летнему правлению династии. В Москве, где до этого выставляли «Рюриковичей», проект посетило около 300 000 человек.
«Бумага» рассказывает, почему патриарх назвал экспонат с выставки чудом, на что крестятся посетители и как авторы проекта перепутали изображения соборов и опровергли убийство сына Иваном Грозным.
Фото пользователя dasha_shine
Выставка стартовала 30 января. В выходные посетить проект собрались сотни людей — по наблюдениям зрителей, в очереди на вход в середине дня стояло 100–150 человек. Из расчета на большой поток зрителей дорога от остановки перед «Ленэкспо» до входа в павильон ограничена металлическим забором.
Вчера съездили на Выставку "Моя история. Рюриковичи", посмотрели на километровую очередь и уехали:)
Просто шик!
— Dasha Perezhogina (@DashaPerezhogin) 1 февраля 2015
Фото пользователей dariashpaer, nataliia.pulcheva, tokki_ksu, aleksandra_purple
На звание главной темы выставки претендуют одновременно православие (очевидно) и мультимедийность. Восемнадцать залов общей площадью около четырех тысяч квадратных метров заполнены интерактивными стендами, проекциями, играми, киноэкранами и другими высокотехнологичными способами представления информации.
Наибольшей популярностью у посетителей пользуется интерактивная книга, в которой изображение проецируется на настоящую бумагу и реагирует на переворачивание страниц. По словам создателей объекта, представителей компании Ascreen IM, такие экспонаты пока есть только в нескольких музеях России. Над содержанием книги работали, например, историк и журналист Александ Мясников и экс-декан исторического факультета СПбГУ Андрей Дворниченко. Московский патриарх, к слову, назвал книгу чудом.
С точки зрения авторов проекта, православие есть центральная движущая сила в развитии Руси и становлении государства. Доказательством этого служат все экспонаты выставки: в пользу такой точки зрения высказываются известные фигуры российской истории от Карамзина до патриарха Кирилла, от княгини Ольги до Путина. «История новейшая есть история христианства», — заявляет с вымпела в «Ленэкспо» Александр Сергеевич Пушкин.
Крещение в 988 году бескомпромиссно названо главным событием в истории страны. «Христе Боже, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей сих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правую и непреклонную веру и помоги мне, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу», — цитируют на выставке святого равноапостольного князя Владимира.
Фото пользователей dahatbv, dasha_cloud, jarzzum
Еще один центральный экспонат выставки — икона преподобного Сергия Радонежского, размещенная сразу при входе в павильон. Возле нее дежурит батюшка, а стенды выставки объясняют ключевую роль святого в отечественной истории. «Сергей Радонежский — это совесть русской нации», — сообщает зрителям выставки Лев Гумилев под воодушевляющие композиции Георгия Свиридова. Фигуре святого посвящена и инсталляция под специально возведенным 20-метровым куполом.
Он же, Сергий Радонежский, возглавляет парад Рюриковичей на афише выставки. Пользователи сети, правда, обращают внимание на облачение святого — на Радонежском надета оранжево-черная мантия, схожая по расцветке с Георгиевской лентой. Кроме того, они подчеркивают схожесть некоторых лиц на групповом портрете с работами художников Виктора Васнецова и Михаила Нестерова и другими известными произведениями. Интернет-пользователи даже отметили, что Дмитрий Донской (справа от Радонежского) на разных плакатах изображен по-разному: встречаются афиши с Донским работы Виктора Маторина и другим изображением (по одной из версий — менее защищенным авторскими правами).
Чувствую как меня политически обрабатывают на исторической выставке #rurik
— Anton Zvonarev (@AntonZvonarev) 1 февраля 2015
Несмотря на большое количество положительных и даже восхищенных отзывов, главной претензией к выставке «Моя история. Рюриковичи» со стороны зрителей и профессионального сообщества историков стала достоверность приведенных на экспозиции фактов. Репутация пропагандистской, а не просветительской выставки появилась у «Рюриковичей» еще со времен экспонирования в Москве.
Одно из самых противоречивых и наиболее резонансных заявлений, сделанных на выставке, — опровержение факта убийства Иваном IV Грозным своего сына.
«Страшным ударом для царя стала смерть его старшего сына Ивана, в котором он готовил себе приемника. По неподтвержденным слухам, царевич умер после ссоры с отцом. Однако в его останках обнаружено многократное превышение ртути, и тайна его смерти остается нераскрытой», — туманно рассказывается в краткой истории жизни царя. Мнение же, что царевич Иван погиб от руки отца, считается аргументом в одной из первых в мире информационных войн.
Многочисленные претензии посетители выставки выражают и к визуальному оформлению. Так, один из зрителей проекта заметил, что изображение собора Святой Софии в Новгороде неверно. Другой посетитель выставки еще во время экспонирования проекта в Москве обратил внимание на некорректную трехмерную реконструкцию Великого Новгорода XV века.
Под занавес московских гастролей интернет-журнал «Воздух» посетил выставку вместе с историком Никитой Соколовым, который отметил отсутствие среди представленных на выставке мнений позиции современной истории.
Общий подход Соколов назвал архаическим. Например, он отметил, что, согласно мнению современной науки, никто не призывал варягов на Русь, а сам Рюрик — персонаж абсолютно мифический. Тем временем на выставке «Рюриковичи», со ссылкой на «Повесть временных лет» начала XII века, сообщается, словно на школьном уроке истории: «И не было правды, и встал род на род, и была усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своим родом, и взяли с собой всю русь, и пришли. И сел старейший в Ладоге — Рюрик, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске».
Выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» продлится в «Ленэкспо» до 15 февраля. Вход на выставку, вне зависимости от вероисповедания, свободный.