Джей Ман Джу, балетмейстер:
— Здесь, в России, люди поддерживают танец. Американцы любят балет, но не так сильно, как русские. Это удивительно, в России даже школьники понимают балет.
Балет — это международный язык. Конечно, некоторые национальные отличия существуют, но в танце, как и в любом искусстве, ты не должен понимать все. Когда ты приходишь в Эрмитаж, разве все произведения, которые там выставлены, тебе понятны? Нет. Но личная точка зрения формируется. То же самое и с балетом.
Понять классический балет намного проще, чем современный, ведь он всегда про историю или про любовь, про взаимоотношения людей, в нем очень много традиционных сюжетов из книг, взять хотя бы «Лебединое озеро». Классические постановки созданы для того, чтобы наслаждаться, получать удовольствие. Ты приходишь на них из-за сюжета, музыки великих композиторов, потрясающей техники, костюмов. Во время спектакля ты не думаешь: «А почему происходит именно так?», а просто наслаждаешься моментом.
Я вырос на классическом балете, мой первый педагог был русским. И хоть сейчас я занимаюсь современным танцем, без техники классического балета я ничто. В нынешней ситуации танцор не обязан владеть классической техникой, но этот навык всегда останется очень ценным, он помогает развиваться. Лично мне классический балет очень сильно помог. Но современный балет — это балет идей, а классический — это балет техники. И мы скорее думаем не о технической стороне танца, а о том, как танцор понимает хореографию, дошла ли до него мысль балетмейстера. В этом смысле современный балет более органичный, он не про то, сколько шагов нужно сделать, а про то, как их нужно сделать, чтобы передать эмоцию.