Правительство Петербурга представило план дополнительных мер, призванных снизить «проэкстремистские настроения в Петербурге». Как сообщают СМИ, для этого в Смольном предлагают в том числе создать молодежные отряды правопорядка и привлечь в них на обязательной основе представителей диаспор Северного Кавказа. Георгий Полтавченко утвердил предложенный правительством план, однако в пресс-службе указали, что намерение властей понято неправильно. Председатель Содружества молодежи Дагестана Расул Абдулхаликов объясняет, почему нельзя набирать дружинников по национальному признаку и из-за чего формулировка, предложенная в Смольном, ему кажется ошибкой. — Как вам кажется, идея создавать отряды с участием молодых людей из диаспор Северного Кавказа состоятельна? — Об идее властей развивать движение дружинников я услышал в декабре. Мы это обсуждали с чиновником одного из муниципалитетов, но тогда речь шла сугубо о том, что власти хотят развивать это движение и использовать во время каких-нибудь городских мероприятий. У нас спрашивали, есть ли у нас добровольцы. Тогда к нам обратились не как к объединению дагестанской молодежи, а как к одной из городских молодежных организаций, чтобы охватить как можно больше молодых людей. А про то, что будут создаваться некие кавказские дружины, я вчера узнал с большим удивлением, как и все мои знакомые, из СМИ. — А насколько корректно использовать формулировку, где подчеркнута национальная принадлежность? — Безопасность в городе — дело общее и добровольное. Я не понимаю, какое значение тут имеет этнический компонент и как вообще взаимосвязаны эти понятия. Формулировка меня, безусловно, смущает. Не надо портить хорошую идею созданием каких-то национальных дружин. К движению дружинников нужно привлекать людей, которые хотят в этом участвовать, а не по каким-то иным причинам. Учитывая существующие тренды в СМИ и интернете, создавать некие этнические патрули было бы неправильным и к тому же нереальным: численность северокавказских общин довольно низкая что в Санкт-Петербурге, что в Москве и других крупных городах. — Почему, по-вашему, акцент был сделан на молодежи именно из северокавказских диаспор? — Я не представляю почему. Мы говорим о культуре и безопасности Петербурга. Упор надо делать именно на то, что в этом будут участвовать петербуржцы вне зависимости от национальности или, например, вероисповедания. Как-то обособлять это будет совершенно неправильно. Представители молодежных национальных организаций осенью встречались с губернатором во время молодежного конвента, кроме того, у нас была встреча с председателем комитета по внешним связям. Учитывая, что на этих встречах ни разу об этом не говорили, мне кажется, что кто-то просто подготовил сырой документ с неправильной формулировкой, которая впоследствии была раздута.
К движению дружинников нужно привлекать людей, которые хотят в этом участвовать, а не по каким-то иным причинам— Как может проходить процедура набора в молодежные патрули? — Северокавказской молодежи не так много, из этого числа набрать добровольцев будет тяжело. Тем более что в общественной деятельности всегда участвует небольшое количество людей и патрулирование улиц — довольно специфическая форма. И потом: что значит Северный Кавказ? При вступлении в отряд будут проверять этническую принадлежность? Ведь есть русские с Северного Кавказа, есть евреи с Северного Кавказа. Повторюсь, иначе как ошибку я эту формулировку не воспринимаю. — Чем занимается ваша организация? По каким направлениям вы работаете? — Во-первых, мы стараемся проводить мероприятия, связанные с культурой Дагестана, стараемся приобщать к ней дагестанскую молодежь, особенно тех, кто здесь родился и не особенно с ней знаком. Так как все мероприятия открыты, мы попутно знакомим с нашей культурой и других петербуржцев в формате национальных лекториев. Во-вторых, мы занимаемся интеграцией активной молодежи в общественную, культурную и образовательную жизнь Санкт-Петербурга. Проводим всевозможные мероприятия: начиная со сдачи крови и сбора денег на благотворительность, заканчивая высадкой деревьев, субботниками — привычные молодежные проекты. Костяк организации — это студенты, им мы рассказываем об образовательным программах и поездках. — Не кажется ли вам, что инициатива властей противоречит вашей деятельности, которая в том числе направлена на объединение и интеграцию культур? — Содружество молодежи Дагестана постоянно сотрудничало и с Домом национальностей, и с комитетом по молодежной политике, и с комитетом по внешним связям. Я не был на собрании Координационного совета и представить не могу, как родилась такая формулировка. Власти всегда легко находили общий язык с национальными общественными организациями.
Иначе как ошибку я эту формулировку не воспринимаю— Но вы же не можете отрицать, что в общественном сознании все не так гладко: часто возникает непонимание, случаются стычки и открытые конфликты. — Тут трудности не в национальном вопросе. Очень многие проблемы, которые происходят из-за неэффективности общественных механизмов и государственных институтов, вдруг почему-то представляются как национальный конфликт. Способствует ли это решению проблем? Нет, это только вредит. Дагестан входит в состав Российской Федерации, мы очень близки русской культуре. При этом и в информационном пространстве, и в обычной жизни сталкиваемся с тем, что вместо того, чтобы подчеркивать единство, наоборот, проводят разделительную линию. — То есть, по вашему, понятие «этнопреступность» некорректно? — Термин «этнопреступность» родился в США, если не ошибаюсь, — и сказать, что у нас есть организованная мафия наподобие итальянских или еврейских банд, которые были в Америке, не могу. Я с этим не сталкивался ни как юрист, изучая статистику преступности в Санкт-Петербурге, ни в своей общественной деятельности: и ни от одного сотрудника правоохранительных органов еще не слышал о какой-либо дагестанской мафии в Петербурге. Мне кажется, эта проблема очень преувеличена: в том виде, в котором ситуация описывается в СМИ или в выступлении политиков, этнической преступности у нас нет. Преступники есть среди всех национальностей. Но говорить, что есть преступность, обусловленная этническими признаками, нельзя. Это оборачивается акцентированием внимания не на реальной борьбе и поимке виновных, а на поиске виноватых.