На «Пушкинской, 10» в Петербурге прошли лекции нижегородской группы поп-философов PPh. Один из ее участников Евгений Кучинов рассказал, в чем отличие поп-философии от книг а-ля «Гегель для домохозяек», почему академическая наука становится непонятной и как за десятилетия «попса» стала святотатством.
Иллюстрация: Катерина Чуракова / «Бумага»
«Поп» значит публичный
Инструментарий, методология и предметная область поп-философии — это достаточно трудно определимые вещи, поэтому перед тем, как к поп-философии подступиться, я вам предлагаю краткую апофатику, то есть ответ на вопрос, чем поп-философия не является. Во-первых, на мой взгляд, поп-философия не является так называемой популярной философией, которую можно найти под заголовками «Сократ за пять секунд», «Гегель для домохозяек», «Хайдеггер за рулем». Дело в том, что если мы понимаем поп-философию таким образом, то теряем саму ее философичность с необходимой сложностью, настоятельностью и строгостью — она целиком и полностью растворяется в том, что можно назвать популизмом. Если какое-то утвердительное суждение в этом отношении высказать, то поп-философия — это скорее не популярная, но публичная философия. Этимология слова «популярный» нам помогает: publicus и populous — латинские слова, восходящие к одному и тому же корню, и публичная философия — это поп-философия как таковая. Но опять же эту публичность стоит прояснить: публичность означает включенность поп-философии в поле публичной речи со всеми ее парадоксами и тупиками.Поп-философия не является так называемой популярной философией, которую можно найти под заголовками «Сократ за пять секунд», «Гегель для домохозяек», «Хайдеггер за рулем»Второе противопоставление, второй апофатический шаг, — это указание на то, что поп-философия не является философией поп-культуры. Философия поп-культуры — это, наверное, наиболее распространенное понимание того, что поп-философия собой может представлять. Мне хотелось бы применить религиозную метафору и сказать, что в данном случае философия, обращенная к так называемой массовой культуре, — это философия в недостаточной степени христианская, то есть она бережет себя от воплощения в саму стихию поп-культуры, не соприкасается с ней, не заражается поп-культурой и, соответственно, делает ее просто некой академической игрушкой, с которой, может быть, забавно поиграть, иногда привести поп-культурный пример, но не более того. Философия поп-культуры одомашнивает свой объект, кастрирует его. Напротив, поп-философия заражается поп-культурой, впускает ее в себя и сама становится ее частью, ее внутренним критическим зеркалом.
Поп-философия Делеза
В первых двух апофатических шагах можно было различить некоторые мотивы философии Жиля Делеза, однако на третьем шаге нужно сказать, что поп-философия все-таки не является исключительно делезианством. С одной стороны, действительно, само словосочетание «поп-философия» принадлежит Делезу, оно появляется в начале 70-х годов во время работы Делеза и Гваттари над «Капитализмом и шизофренией». С другой стороны, сегодня поп-философию следовало бы переизобрести. Делез указывает, что поп-философия — это такая форма философии, которая обращается одновременно и к философам, и к не философам. Эту ситуацию двойного обращения, с одной стороны, а с другой, — двойного вслушивания Делез иллюстрирует музыкальным примером: когда мы слушаем музыкальное произведение, то понимаем, что оно адресовано как специалистам по музыке, так и не специалистам. Делез подчеркивает, что музыку Бетховена, которую слушает не специалист, нужно упрощать не больше, чем для специалистов. Так что музыка остается одной и той же: слышать и вслушиваться в нее может каждый.Когда мы слушаем музыкальное произведение, то понимаем, что оно адресовано как специалистам по музыке, так и не специалистам. Делез подчеркивает, что музыку Бетховена, которую слушает не специалист, нужно упрощать не больше, чем для специалистовПоп-философская методика Делеза сводится к четырем основным пунктам. Первый пункт — это уклонение от интерпретации в пользу непосредственного изобретения концептов, то есть для того, чтобы быть поп-философом, самое главное — некий авантюрный, бродяжнический, если хотите, дух, дух изобретательства и собирательства. Следующий элемент поп-философии Делеза — идея широко понятого бриколажа, то есть поп-философия пользуется подручными средствами, тем ближайшим, что в ее распоряжении находится, и из этого конструирует концепты или иллюстрирует их. Следующий пункт, который включается в поп-философию Делеза, — это использование малознакомых ссылок, которые в академической науке являются просто незаконными: например, на малоизвестные фильмы категории B, на тексты писателей поколения битников и так далее. То есть задействование тех сфер мысли, которые для академической науки если и составляют интерес, то этот интерес, скорее, остается за скобками научных текстов. Делез так или иначе пытается узаконить все эти ссылки. И наконец, четвертый элемент поп-философии Делеза — использование фикций, таких как концептуальные персонажи из книги «Что такое философия», некоторые фантазийные, фантастические конструкции, которые должны привлечь мысль, стимулировать ее.
Пункт, который включается в поп-философию Делеза, — это использование малознакомых ссылок, которые в академической науке являются просто незаконными: например, на малоизвестные фильмы категории B, на тексты писателей поколения битниковЛекции, которые он вел в Венсенне (Экспериментальный центр в Венсенне создан в 1969 году вследствие событий мая 1968-го — прим. «Бумаги»), длились два, два с половиной, три часа, и Делез прекрасно понимал, что так долго мало кто может вынести. Он описывал милую ситуацию, когда на его лекциях засыпали студенты, но относился к этому совершенно терпимо, говоря о том, что его занятия, его сообщения, его размышления являются совокупностью деталей, в которой каждый может заинтересоваться тем, что ему подходит, тем, что он может применить. Он описывает своеобразный ритм сна и пробуждения, интереса, разжигания этого интереса и его угасания, для того чтобы описать воздействие поп-философии на слушателей.
Он описывал милую ситуацию, когда на его лекциях засыпали студенты, но относился к этому совершенно терпимо, говоря о том, что его занятия, его сообщения, его размышления являются совокупностью деталей, в которой каждый может заинтересоваться тем, что ему подходитПочему сегодня поп-философия в том смысле, в котором ее понимал в 70-е годы Делез, годится лишь отчасти? Почему мы не можем этот метод реанимировать или попробовать применить во всей его полноте? Это связано с несколькими обстоятельствами: во-первых, с причинами, по которым Делез сам в определенный период времени перестает заниматься поп-философией. Изменилась сама историческая ситуация: Экспериментальный центр в Венсенне, в котором Делез с большим интересом работал, постепенно входит в университетское русло. В связи с этими изменениями Делез переходит от устной речи, которая представляет собой работу соблазнения, к тексту, который, с его точки зрения, является более чистым. Вторая причина, по которой мы не можем отождествить сегодня поп-философию и философию Делеза, заключается в изменении самого смысла приставки «поп».
Попса как святотатство
Слово «поп» возникло задолго до его использования Делезом: я имею в виду поп-арт, появившийся в 50-е и сразу же вызвавший в свой адрес обвинения в безвкусице, банальности, пошлости. Особенно острый ругательный смысл эта приставка «поп» приобретает в нашей отечественной культурной среде примерно в 80-е годы, когда появляется обвинительный термин «попса», происхождение которого не совсем понятно: это либо, собственно, производное от pop (как музыкального стиля), либо от pops (сокращение от «популярные»), либо наиболее пикантный вариант объяснения этого названия — от «ПОП САветский». До 80-х годов слово «попс» ругательным смыслом не обладало и себя не стыдились так называть некоторые отечественные рокеры. Да и в Европе то же самое происходило, например, в 60-е годы, когда появляется шоу Top Of The Pops, в первой программе которого принимают участие Rolling Stones, Beatles, то есть те группы, которые попсой назвать довольно трудно. В 80-е же годы появляются фанерные музыкальные коллективы наподобие «Ласкового мая» и «Миража», и вот это самое появление вызывает раздражение у тех, кто пытался заниматься до этого истинным искусством.До 80-х годов слово «попс» ругательным смыслом не обладало и себя не стыдились так называть некоторые отечественные рокерыВ основном эти ругательные значения могут быть собраны вокруг термина «святотатство», то есть попса занимается не чем иным, как разграблением святыни и передачей некоторых священных сакральных предметов обывателям, профанам, которые не посвящены в таинства. Речь идет об основных означающих: личность, которая приносится в жертву «человеческой массе»; любви, которая продается, становится любовью за деньги, проституцией; творчество, которое тоже становится продажным; разум, которым человек должен пожертвовать, для того чтобы наслаждаться поп-культурой, и так далее. Отметим, что эти самые означающие попали в прицел философской критики ХХ века, которая провозгласила вслед за ницшеанской «смертью бога» «смерть человека», «смерть автора» и так далее, показывая тем самым, что сама бинарная логика «сакрального — профанного» сегодня уже не работает.
В основном эти ругательные значения могут быть собраны вокруг термина «святотатство», то есть попса занимается не чем иным, как разграблением святыни и передачей некоторых священных сакральных предметов обывателям, профанамКритика поп-культуры — вещь довольно интересная: можно сказать о том, что поп-культуре всегда был присущ определенный заряд самокритики, поп-культура сама себя всегда любила покритиковать, но здесь кроется парадокс, который нужно хорошенько осмыслить: он заключается в том, что эти критические попытки оказывались чудесным образом включены в само поле поп-культуры. Например, в 70-е годы, золотые годы поп-культуры, шведская группа The Rezillos выпускает достаточно насмешливую песню Top Of The Pops, пародируя и насмехаясь над этим знаменитым шоу, которое по визуальной своей составляющей было предшественником MTV. Они поют о том, что Top Of The Pops — это та среда, в которой музыка и творчество становятся продажными, они продаются либо за деньги, либо за символические дивиденды простого попадания «в ящик», к которому все стремятся; отношения перестают быть искренними, творческими и далее в таком же духе. Парадокс заключается в том, что через некоторое время группа Rezillos с этой самой песней попадает в саму программу Top Of The Pops, и я представляю, какое смущение они от этого должны были испытать. Эту свойственную поп-культуре самокритику заимствуют и используют извне самые разные критики «попсы». В свою очередь поп-философия должна развивать и систематизировать эту самокритику, не выходя ни в какое «извне».
Академизм и поп-культура
Таким образом, поп-философия — это философия, которая покидает университет и воплощается в пространстве поп-культуры. Ускользание от университета значит не только то, что поп-философ философствует в супермаркете, баре или интернете. Быть вне университета значит быть вне университетского дискурса, то есть прекратить сотрудничество с господином. Философию часто называют царицей наук, поп-философия предлагает отправить эту прекрасную царицу на гильотину, а ее имущество раздать нищим. Пусть это будет шуткой на серьезную тему.Поп-философия — это философия, которая покидает университет и воплощается в пространстве поп-культурыЯ иногда склоняюсь к тому, чтобы воспринимать поп-философию как «философию между делом», то есть в том числе как непрофессиональную философию, если мы этому отсутствию профессионализма не придаем никаких негативных оттенков. Тот же университетский преподаватель может сегодня быть поп-философом между делом, то есть заниматься феноменологией, писать статьи, публиковаться в журналах как академический философ и между делом быть поп-философом. Все зависит от желания — быть поп-философом или не быть.
Философию часто называют царицей наук, поп-философия предлагает отправить эту прекрасную царицу на гильотину, а ее имущество раздать нищимТак как я некоторым образом причастен и к академической философии, я бы хотел указать на то, что сегодня в академической среде, среде университетских преподавателей распространено мнение, что без поп-культуры, без примеров, которые приводятся на лекциях, речь академического философа просто становится непонятной. И академический преподаватель вынужден делать определенную уступку поп-культуре, для того чтобы быть понятным студентам. Граница между поп-философией или поп-культурой, говоря шире, и академической наукой постепенно стирается, она просто становится некой настоятельной методикой, которая в университетский дискурс проникает и изнутри его изменяет. Каким образом она его изменит, совершенно непонятно. С другой стороны, если мы говорим о раздомашнивании концептов, раздомашнивании неких философских построений, может возникнуть вопрос: а можно ли спасти академию, которая уже вынуждена задействовать поп-культуру? Можно ли раздомашнить саму академическую науку, можно ли ее так или иначе рассмотреть с поп-философской точки зрения? Мне кажется, что это возможно.