На первой лекции благотворительного курса «Культурный код» культуролог и литературовед Алексей Машевский рассказал: отчего «Дон Кихот» уже не актуален, как вышло так, что в стихотворении Пушкина смыслов больше, чем атомов во всей Вселенной, почему самые великие стихи лишены смысла и как поэзия спасет мир от коммуникационной глухоты. «Бумага» публикует конспект лекции. Поэтический текст — это уникальная форма познания и коммуникации. Рискну сказать, что только поэзия и является литературой. Проза в истории литературы возникает довольно поздно, есть времена, когда проза вообще не принимается в зачет. А после своего появления она представляет собой некий минус-прием на фоне поэзии. Оды Горация и сонеты Шекспира — вполне себе живое чтение и сегодня, а вот авантюрный роман уже сложно воспринимать как современное чтение. И, стыдливо опуская глаза, скажу даже, что трудно представить, что оба тома «Дон Кихота» Сервантеса в наше суетливое время можно открыть и прочитать. Это по меньшей мере затруднительно. Проза сильно завязана на политические и хозяйственно обусловленные вещи, зависит от моды, и мы, читая прозаические страницы, очень часто не можем обойтись без комментария. Стихи же — странная штука — мы можем читать, не понимая и понимая одновременно. Поэтическое слово оказывается гораздо более долговечным.
Только поэзия и является литературойПрочитав прозаический текст, мы лучше всего помним последнее слово, затем — то слово, что шло перед последним, и так далее. В поэтическом тексте все иначе: лучше всего мы также будем помнить последнее слово, потом — то, которое по ритмической позиции совпало с последним словом, а оно может располагаться за две-три строчки от последнего. Это означает, что в лирическом произведении возникают какие-то дополнительные связи между словами. При переводе мыслей в слова возникают очень серьезные проблемы. Это понял еще Жуковский и написал стихотворение «Невыразимое», а потом навсегда зафиксировал Тютчев в своем знаменитом Silentium!. Тютчев говорит о том, что есть громадная гносеологическая проблема, заключающаяся в том, что непонятно, как с помощью языка можно что-либо выражать. Причина очень простая: в греческом языке, например, есть пять слов для передачи состояния «люблю», а в русском языке — только одно. И поэтому мы говорим «я люблю гулять», «я люблю яблоки», «я люблю маму с папой» и «я тебя люблю» — и используем одно и то же слово. Но как с помощью одного этого слова выразить оттенки чувства, которое меняется на наших глазах от «любить» до «ненавидеть»? Как? Звезд в галактике больше 200 миллиардов, а употребляемых слов в русском языке — 30 тысяч. Как описать с помощью этого набора все многообразие чувств? Тютчев говорит: «Мысль изреченная есть ложь»; как только вы засовываете свое чувство, свою мысль в прокрустово ложе языка, они деформируются и усыхают. И ужас не только в том, что мы не можем ничего сказать другому, мы и для себя ничего не можем зафиксировать. Пройдет немного времени, чувство уйдет, на его смену придет другое, а у тебя на память — только узелок из этих «люблю», «люблю», «люблю». А что мы там любили — попробуй разберись. Именно из этой проблемы с конца XIX века в Европе начинает вырастать настоящая катастрофа. Символизм — это своеобразная левая попытка французских и российских поэтов преодолеть тютчевскую антиномию.
Пройдет немного времени, чувство уйдет, на его смену придет другое, а у тебя на память — только узелок из этих «люблю», «люблю», «люблю». А что мы там любили — попробуй разберисьЧерез 40 лет Тютчеву ответит Фет стихотворением «Как беден наш язык». Совершенно удивительным образом Фет утверждает, что поэтическое слово крылато, что в поэтическом тексте мысль может быть выражена с абсолютной точностью, у поэта крылатое слово способно описывать неописуемое. В поэтическом тексте между словами возникают не только горизонтальные связи, но и вертикальные. Когда мы имеем дело с матричными, а не линейными структурами, мы попадаем в сферу больших чисел. Проведя минимальный математический расчет, мы поймем, сколько смысловых связей может возникнуть в подобной структуре. Если в стихотворении всего десять слов, число смысловых связей превышает 3,5 миллиона. А если в стихотворении 62 слова, число потенциальных смысловых связей равняется трем на десять в 85 степени. А это больше, чем число всех атомов во всей видимой Вселенной. Это значит, что такая структура адекватно и точно может выразить абсолютно любой смысл.
Если в стихотворении 62 слова, число потенциальных смысловых связей равняется трем на десять в 85 степени. А это больше, чем число всех атомов во всей видимой ВселеннойСтихи формально отличаются от прозы только тем, что это текст, который, помимо предложений, принудительно разбит на пресловутые строчки, которые заставляют делать в конце паузу. И сразу становится понятно, что никакой прозы и никакой поэзии нет, а есть только текст, который будет являться либо прозой, либо поэзией в зависимости от того, как вы его прочтете. Любой текст вы можете разбить на строки и получить таким образом стихи. А когда мы читаем стихи вслух, мы должны своим голосом подчеркивать, что это отдельная относительно другой строчка. Поэтому сразу говорю и закрою эту тему навсегда: все профессиональные чтецы-актеры в принципе читать стихов не умеют. Они делают только одно: пытаются модуляциями своего голоса якобы выделить смысл предложения и навязывают выделение синтагм, а на самом деле разрушают стихотворение и пытаются его превратить в прозу.
Текст будет являться прозой или поэзией в зависимости от того, как вы его прочтетеОдин и тот же текст, в зависимости от того, как мы его читаем, — либо великое стихотворение, либо бессмыслица. Элементарная формальная процедура разделения стихотворения на строчки приводит к появлению так называемых асемантических пауз. Эти паузы немедленно превращают поэтический текст в нечто совершенно противоположное любому информационному сообщению. Любой гениальный поэтический текст представляет собой логическую абракадабру. Вообще-то, все по-настоящему великие стихи устроены по принципу «в огороде бузина, а в Киеве — дядька». Не являясь сообщением, стихотворение является говорением. Чтение стихотворения позволяет разыграть все от собственного лица. Читая великие лирические стихи, вы становитесь Шекспиром, Гомером, Пушкиным, Лермонтовым, Пастернаком и так далее. Все, что написано в этих стихах, оказывается лично присвоенным. Они написаны именно так, чтобы не вам что-то сообщать, а чтобы сделать ваш голос сообщительным в тот момент, когда вы это произносите. Поэзия — это возможность стать конгениальным кому угодно. Если вы в состоянии прочитать стихотворение так, как его написал Пушкин, то вы в момент прочтения становитесь Пушкиным.
Любой гениальный поэтический текст представляет собой логическую абракадабруКаждую строчку мы должны прочитать в рамках некой монотонии и поставить паузу в конце. Чтение любого стихотворения превращается в борьбу между фразовой интонацией, которую несет на себе синтаксис и синтагмы, и монотонией, которая накладывается на эту фразовую интонацию и напрямую начинает выражать чувства. Поэзия не описывает чувства лирического героя, а передает их непосредственно, а порой даже вопреки заявляемым поэтом словам. Поэтический текст лирического стихотворения делает практически невозможное: он учит слышать не то, что говорят люди, а то, как они говорят. Ибо в том, как мы говорим, на самом деле скрывается 99,9 % информации. И теперь вернемся к тому, с чего начали: можем ли мы в языке выражать свои чувства? Конечно, да. Только если мы этот язык будем использовать не как робот, произносящий логически выстроенные фразы. Каждое слово, которое вы произносите, вы окрашиваете интонацией. И эта интонация и несет в себе главную информацию. Ибо слово «люблю» вы можете сказать тысячами различных способов. В обществе считается, что стихи — это неизвестно для чего существующая особо изящная форма, необходимая для того, что запудривать девушкам мозги. В силу этого мы получаем общество, которое слушает другого как читает газету. Тотальная коммуникационная глухота, которую мы имеем, — я в этом убежден — возникает именно от того, что человек сегодня не умеет слышать стихи. Ибо только стихи по-настоящему и учат его интонационной чуткости.