25 мая 2022

Петербургская художница провела в Сортавале трехдневную выставку об исчезающем карельском языке. Она рассказала нам о проекте

С 20 по 22 мая в арт-резиденции Сортавалы прошла персональная выставка петербургской художницы Анны Слобожаниной. Она создала инсталляцию из объектов, графики и видео, разместив свои работы внутри художественной мастерской и во дворе.

Проект «Спи-засыпай» Анна выстроила вокруг двух основных тем: карельского языка и процесса засыпания. Работы для выставки художница создавала там же, в Сортавале, поделив их на две условные части: «зимнюю» и «весеннюю».

«Бумага» поговорила с Анной о ее проекте. Читайте, почему художница считает карельский язык «растворяющимся», как устроены российские арт-резиденции, повлияли ли на выставку события в Украине и можно ли будет увидеть работы в Петербурге.

Анна Слобожанина

художница

Почему художница решила обратиться к карельскому языку

— Одна из главных тем, с которой я работаю как художница, — исследование национальной идентичности. Я родилась в Петербурге, но мои родители были не отсюда. И у меня всегда была под вопросом идентичность, принадлежность к этому городу. А еще меня в детстве часто отправляли к бабушкам, так что я всегда ощущала себя как будто в поезде — между городом, где я родилась, и моими корнями, от которых я уже оторвалась. На это наложился интерес к этнографии — в детстве моим любимым музеем был Российский этнографический музей. Для меня всегда было важным понимание того, что я часть нейросети. Ее изучение и есть работа с традиционной культурой различных регионов.

Север — территория, которая для меня является самой близкой по внутреннему ощущению. Я уже работала в Поморье и Пинежье в Архангельской области. Так как мне интересна эта тема и нравится формат арт-резиденций, а под Архангельском я уже была, захотелось найти что-то подобное в Карелии. Это удалось на встрече с представителями российских резиденций, которую организовал ГЦСИ-Петербург.

Карельская арт-резиденция предлагает художникам три локации: в Петрозаводске, Костомукше и Сортавале. Ехать в лес в Костомукше я была не готова — в описании говорилось, что там надо будет что-то делать с генератором. Петрозаводск — это город, туда мне тоже не хотелось. Так что выбрала Сортавалу в качестве промежуточного варианта с природой вокруг.

Фото: Самария Нурулова

Я изначально хотела работать с темой «Колыбельная» и выстраивать проект вокруг карельских колыбельных. Эта мысль возникла из-за того, что в Сортавалу я приехала зимой 2020–2021 годов, это время года — период самых длинных ночей и коротких дней.

Я познакомилась с карельским языком и решила включить его в исследование. Это ественным образом совпало с темой колыбельной, засыпания: там я почувствовала некую ассимиляцию языка, его растворение. Да, карельский язык является государственным в республике, но мои карельские ровесники его уже не изучают. А многие знакомые, узнавая о проекте, удивлялись, что такой язык вообще есть. Всё это меня очень тронуло, поскольку в своих работах я часто говорю об эфемерности, процессах исчезновения.

Зачем выставку показали сразу в двух пространствах: в мастерской и во дворе дома на берегу озера

— Для меня самым главным в этом проекте является настроение пространства, его хотелось передать в первую очередь. Важно, что выставка сделана на улице и в мастерской — в историческом здании «Сеурахуоне» на берегу залива Ляппяярви, где сейчас расположен социально-культурный молодежный центр. Это не галерея, не музей, а личное пространство. Хочется, чтобы посетители получили возможность сблизиться с автором. Это такое обнаженное состояние, но, кажется, нужное мне именно сейчас.

Фото: Самария Нурулова

Наверное, самой важной частью проекта стали видео: зимнее «Засыпай» и весеннее «Просыпайся». Именно они являются основным нарративом выставки: их можно было увидеть в спальне, где я жила. Так я сделала из помещения «колыбельку», в которой можно спрятаться от внешнего мира.

«Просыпайся» состоит из серии фотографий, одна из них моя: с цветами на лужайке, выросшими в форме слова uni — «сон». Другая серия документирует инсталляцию в лесу с руками на деревьях, эти снимки сделала моя подруга художница Самария Нурулова. Кроме того, я сделала графические листы и вышивки с карельскими словами. Например, nukkundu — это «дремота», а rajatoi — «бескрайний».

Фото: Самария Нурулова

Когда я занята проектом, всегда думаю о форматах, материалах и техниках, которые в него можно органично вписать. В Сортавале я вообще планировала работать с керамикой. Но в итоге много снимала — получилось множество фотографий, а до керамики добралась в самом конце работы: сделала слепки своих рук для «весеннего» проекта. То есть это живой процесс: я выбираю то, что вписывается в выбранную идею.

Как проект привел к запуску бренда керамики и что изменили события в Украине

— Я работала над проектом в резиденции зимой 2021 года и в марте — апреле 2022-го. Но идеи формировались и вне этого периода — например, у меня есть бренд интерьерной керамики Lumi uni, возникший как раз после первой поездки в Сортавалу. Там всё выстроено вокруг исчезающих карельских слов. Например, в серии сосудов Havita на каждый из объектов нанесены карельские слова или словосочетания: paista karjalakse («говорить по-карельски»), pohjaine («север») и другие.

Брендом я занимаюсь до сих пор, но керамика для меня — отдельная история, стоящая чуть в стороне от художественной практики. Разделение здесь необходимо: у Lumi uni есть отдельный аккаунт в социальных сетях.

Со временем изменилось и видение выставки, открытие которой мы перенесли с 2021 года на эту весну. Я изначально хотела сделать этот проект уличным, поэтому был нужен теплый сезон. После 24 февраля очень трудно было работать и что-то создавать, но мы всё же решили показать выставку. Последние события частично повлияли на проект. Во-первых, я добавила к нему «весеннюю» часть, хотя сперва выставка была абсолютно «зимней». Название проекта — «Спи-засыпай» — мы менять не стали, но новые работы объединили под названием «Просыпайся».

Фото: Анастасия Павлова

Мне кажется, вторая часть как бы иллюстрирует потребность в надежде и круговорот природы, воскрешение после умирания. Думаю, эта мысль появилась у меня как раз после [начала военных действий в Украине]. Хочется, чтобы такой взгляд утешил зрителей — насколько я знаю, сейчас представители сортавальского арт-сообщества находятся в упадническом настроении. Как и мы все.

Покажут ли выставку в Петербурге

— Скорее всего, в полном и исходном формате — таком, как сейчас — выставки не будет больше нигде. Для меня важна эфемерность искусства, а самыми классными выставками я считаю короткие экспозиции, привязанные к конкретному месту. Они как раз очень мимолетные, в этом и заключается их ценность.

У меня нет задачи специально расширить свой проект, представляя его везде, но отдельные объекты, наверное, буду где-то показывать. Если это будет органично — почему нет? Можно вписать отдельные работы в другие выставки.

Хотя с планами сейчас сложно: многие проекты отменяются, не очень понятно, что будет дальше, а то, что было актуальным раньше, теряет значимость. Но я доделываю те проекты, о которых уже договорилась.

Один из них — коллективная выставка «Открытие Севера. Дивование» в Каргополе. Это проект Натальи Плехановой и Саши Генераловой, основная тема — женский костюм и образ женщины. Участие принимают Эрмитаж и Музей театрального искусства, а также пять современных художниц, в том числе я.

Фото на обложке: Самария Нурулова

Спасите «Бумагу» прямо сейчас 💚

Нам нужны деньги, чтобы продолжить работу

поддержать «Бумагу»

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
Стараться больше, чтобы получить меньше. Как Anna Nova Gallery удается продвигать российских художников не только внутри страны, но и за границей
Петров-Водкин в KGallery, Рерих в Эрмитаже и другие новые выставки Петербурга
Петров-Водкин — без «Коня», но с живописью и графикой из частных коллекций. Что смотреть на выставке в KGallery
«Русские сезоны», небоскреб на Манхэттене, Шамбала. О чем эрмитажная выставка Николая Рериха — яркого международного деятеля XX века
Вы видели, как Адама и Еву изображал Петров-Водкин? Вот история его «Изгнания из рая» — с новой выставки в KGallery
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.