Власти Петербурга требуют удалить стрит-арт с портретом Хармса — Дзержинский районный суд начал рассматривать иск администрации Центрального района к местному ТСЖ. Жильцы хотят сохранить работу, ценность которой признали даже в Русском музее.
Рисунок на фасаде дома по улице Маяковского появился в 2016 году. Власти еще тогда требовали очистить стену, но в поддержку работы развернулась общественная кампания, и портрет удалось сохранить.
Уличный художник Паша Кас рассказал «Бумаге», как и зачем нарисовал портрет Хармса и почему власти до сих пор не признают стрит-арт.
Как появился портрет Хармса на улице Маяковского
— Мы сделали эту работу в 2016 году вместе с [уличным художником] Павлом Мокичем, а курировал это всё Rush X. В то время мы втроем жили по соседству в доме в Ковенском переулке. Столкнувшись с творчеством Хармса, начали изучать его жизнь и работы.
Творчество Хармса научило меня тому, как можно жить в тоталитарном государстве, когда вокруг происходят массовые репрессии, а у тебя нет возможности что-то изменить и быть противоборствующей стороной. Кажется, что эти идеи находят отклик в думающих петербуржцах — и становятся всё более и более актуальными.
В Петербурге очень мало мест памяти Хармса, мы решили исправить это. Разработали эскиз портрета, всю ночь вырезали трафарет. В шесть утра приехала автовышка — и мы с баллончиками полезли красить фасад с риском быть арестованными полицией.
Мы пытались согласовать это с администрацией района, но у них не было и нет сформированного процесса согласования стрит-арта. Потому решили сделать это, получив согласие жителей дома.
В 2016 году, спустя месяц после появления работы, ее попытались закрасить. Мы создали петицию, и за портрет вступился губернатор Георгий Полтавченко. Сейчас [работу] снова пытаются закрасить. Может быть, сменилась администрация — но не суть: там всё такие же консервативные люди, которые до сих пор воспринимают стрит-арт как вандализм. Ужасно, что власть не сохраняет уличное искусство, а уничтожает его.
Почему в Петербурге до сих пор не признают стрит-арт
— Мои работы в Петербурге часто закрашивали. Это забавно. Приезжает телевидение, мне дают премию Курехина за работу — и тут же приходят коммунальщики с ведром желтой краски и закрывают ее.
Есть ощущение, что Петербург — это музей, а администрация города — бабушки в этом музее. Им главное, чтобы никто ничего не трогал, а они иногда могли бы сдувать пыль с картин. Но иногда было бы неплохо сдувать пыль с этих бабушек. Они говорят, что фасады охраняются ЮНЕСКО, но весь город заполонен уродливой рекламой — для меня это вандализм, а не уличное искусство.
Администрация очень жестко обращается с уличным искусством. Они уничтожают всё яркое и заметное. Им нужно это убрать или согласовать через 15 кабинетов, чтобы было что-то доброе и хорошее.
Я участвовал в дискуссии с другими художниками и представителями администрации и понял, что они пытаются увидеть стрит-арт через что-то академическое и институциализированное. Они не могут понять, что стрит-арт — это голос улиц, который идет с низов. Они не понимают, что согласованный стрит-арт теряет свою силу. Они не спрашивают петербуржцев, что оставить, а что закрасить. Нужен диалог.
Петербургские депутаты с конца 2018 года обсуждают законопроект о легализации граффити. В соответствии с ним уличные художники должны будут согласовывать свои работы с властями, а в городе могут появиться специальные зоны для граффити.
Читайте, что о легализации стрит-арта в Петербурге думают художники Миша Маркер, Hioshi и Владимир Абих, арт-группа «Явь», автор законопроекта и руководительница Института исследования стрит-арта.