В Мраморном дворце открылась первая в России выставка современного немецкого художника Кристиана Шютца, исследователя идеи синтеза искусств. В экспозиции представлены его циклы «Руны», «Чакона» и «Странник. Эпос».
Фото: Елизавета Печатина / «Бумага»
Кристиан Шютц — немецкий художник, который с давних пор работает с цифровыми технологиями и компьютерным искусством. Изучая кибернетику, логику, семиотику и вдохновляясь произведениями Иоганна Себастьяна Баха, Шютц нашел себя в искусстве, которое соединяет акустическую и визуальную природу. Его работы — это различные звуковые сентенции, переведённые на язык живописи путем компьютерных технологий. Так, немецкий художник в некоторой степени стремится воплотить в своём творчестве те принципы, о которых писал ещё Рихард Вагнер в «Произведении искусства будущего». Гармоничный синтез искусств, достигнутый античной Грецией, давно утерян, но Шютц срывает с окружающего мира все искусственные оболочки, разбирая его на отдельные взаимосвязанные вибрации и трансформируя в фигуративные абстрактные образы. Кроме звуковой составляющей современной действительности предметом художественного исследования Кристиана Шютца становится человеческое тело и материальная природа.
На первый взгляд, эти цифровые полотна бездушные и энергетически холодные, но всё же они располагают к рефлексии. Здесь нет чётких реальных цельных образов, но живопись Шютца находит отголоски и ассоциации где-то в глубинах сознания. Возможно, его работы сложно назвать живописными, скорее это работы-исследования, попытки познания и комбинирования разных языков, форм искусства и средств их физического воплощения.
Кристиан Шютц пусть и не вагнеровский художник будущего, но художник, который с хладнокровием врача-хирурга пробирается сквозь оболочку прямо к сути материального или нематериального предмета с целью не только чисто технически разложить её на составляющие, но и проанализировать с точки зрения восприятия, интерпретации и бытования в контексте современной культуры.
Выставка продлится до 23 июля.