Сергей Садин уже пять лет выступает в петербургском метро в костюме Человека-паука. Вместе с другими танцорами они устраивают брейк-данс-перформансы: висят на поручнях и делают сальто посреди вагона.
Пассажиры снимают людей-пауков на видео, кто-то дарит им еду и даже пиво. Некоторые, наоборот, недовольны выступлениями — в начале апреля Садина попытались задержать сотрудники метрополитена, но он убежал.
«Бумага» поговорила с Сергеем о том, как появилась команда людей-пауков, зачем они танцуют в вагонах и почему считают петербургское метро недружелюбным.
О команде людей-пауков
— Мы начинали танцевать в метро просто как брейк-дансеры без костюмов. В конце концов эта идея начала исчерпывать себя, нужен был какой-то понятный и уместный образ.
В 2016 году я поехал в Москву на соревнования по брейк-дансу, потом пошел танцевать в метро и там познакомился с ребятами, которые так же, как и я, не смогли вернуться в Петербург на BlaBlaCar. Мы разговорились, и они сказали, что было бы прикольно выступать в костюмах супергероев. Мне понравилась эта идея — и по возвращении я купил маску Человека-паука.
Позднее ко мне стали присоединяться товарищи. 3 апреля 2016 года официально появилось объединение «Космос внутри», в котором сейчас участвуют семь парней. Мы делаем костюмированные перформансы в вагонах метро, а еще проводим мастер-классы и детские праздники — тоже в костюмах.
Обычно перформанс в метро выглядит так: Человек-паук заходит в вагон и начинает создавать мистерию. Это танцевальное брейк-данс-шоу в центре вагона, включающее взаимодействие со всеми объектами: поручнями, посадочными местами и людьми.
Перформансы — способ заработка, в конце мы обычно проходим с шапкой и собираем деньги. Но в первую очередь мы выступаем ради эмоций, а еще для нас это способ сделать метро действительно интересным и привлекательным местом, где каждый человек может выхватить светлую гамму эмоций.
О выступлениях в метро
— Метрополитен — непростое место: подземка, толкучка, железные вагоны и постоянный шум. Это источник сильного стресса. Выступление в метро — это тяжело, но в то же время это одна из самых сильных вещей, которая вообще может произойти с артистом. В метро нет сцены, которая отделяет тебя от зрителя, в вагоне люди могут напрямую с тобой взаимодействовать. Это уникальная вещь. Я видел, как ребята делали интерактивное театральное выступление на целую ветку, подключая пассажиров.
Чаще всего пассажиры позитивно относятся к нашим выступлениям: смеются, аплодируют. Дают не только деньги, но и еду. Иногда кто-то пиво дарит — вообще всё, что есть в карманах.
Иногда с пассажирами возникают недопонимания. Вообще, конфликты — не очень частая штука, но один раз меня пырнули ножом. В вагоне было несколько пьяных парней, и, когда я начал делать перформанс, один из них будто словил «белку». Когда мы приехали на станцию, его друг оттолкнул меня — и они вместе убежали.
О конфликтах с сотрудниками метро
— Вся деятельность артистов и музыкантов в метро считается незаконной. Среди работников есть люди, кто нормально к нам относится, некоторые даже испытывают симпатию. А есть те, кто совершенно не понимает, зачем это всё нужно.
В Москве руководство метрополитена более адекватное, чем в Петербурге. Там уже несколько лет есть специальные площадки для музыкантов, идет диалог между артистами и администрацией. А наша подземка как-то не очень эволюционирует — очень консервативная система.
Сотрудники метрополитена мне предлагали писать заявки, чтобы согласовать выступления, но я отношусь [к этой идее] со скепсисом. Мне кажется, что там достаточно «совковый» взгляд на мир, и одно лишь упоминание о Человеке-пауке — уже вызов со стороны американской культуры.
Для меня Человек-паук — герой детства. Он говорит о хороших ценностях независимо от своей национальной принадлежности. И мы все выросли в мультикультурном обществе, у нас по-другому сложены мозги.
Мы уже рассказывали о команде людей-пауков. Смотрите, как проходят выступления супергероев и как на них реагируют в метро.