Инициативная группа тбилисцев обеспокоена судьбой Музея искусств — важнейшего исторического здания в центре столицы, построенного 200 лет назад в стиле классицизма. Сооружение уже два года находится «на грани разрушения», но из-за сложной конструкции подрядчики не берутся за его реконструкцию. Активисты обвиняют Минкульт в непрофессионализме и непрозрачной работе над реабилитацией памятника. Ведомство готовится перенести богатый фонд музея в соседнее здание.
Журналистка Анастасия Хатиашвили для Paper Kartuli рассказывает, почему реконструкцию одного из 7 важнейших памятников культуры Тбилиси не могут начать уже два года, зачем, по версии активистов, власти могут «затягивать» ремонт и что будет с музеем дальше.
Чем важен Музей искусств
Музей искусств Грузии расположен на улице Ладо Гудиашвили № 1, близ Площади Свободы. Это составная часть Нацмузея, а также крупнейший государственный музей-хранилище произведений искусства в Грузии. Здание музея — один из семи памятников культуры национального значения Тбилиси и один из 1768 столичных памятников культуры вообще.
В фондах музея хранится порядка 40 тысяч экспонатов грузинского, восточного, русского и европейского искусства. Это живопись от Репина до Пиросмани, золото от античности до христианской эпохи, а также оригиналы многих старинных икон. В частности, в музее находится единственная дошедшая до наших дней личная вещь грузинской царицы Тамар — нательный золотой крест, украшенный изумрудами, рубинами и жемчугом (XII-XIII в.).
Музей искусств — это старейшее общественное здание Тбилиси. Сооружение построили в 1835 году по проекту швейцарского архитектора Джузеппе Бернардацци. Изначально в здании располагался отель, а с 1840 года — Тбилисская духовная семинария, где учился Иосиф Сталин. Только в 1950 году в здании «поселили» Музей искусств.
Музей назван в честь видного грузинского искусствоведа Шалвы Амиранашвили, который с 1939-го был его директором. Он трудился над возвращением вывезенных в Европу ценностей, устраивал экспедиции, был ключевым исследователем христианских памятников Закавказья и иконографии.
Почему здание разрушается
В 1950 году в здании музея прошла первая — за свыше чем век — капитальная реконструкция. Она же оказалась последней реконструкцией уникального памятника — вплоть до настоящего времени.
Весной 2021-го министерка культуры, спорта и молодежи Грузии Тея Цулукиани заявила, что за зданием Музея искусств «никто не следил последние 20 лет» и теперь оно в плачевном состоянии. По словам главы Минкульта, больше всего пострадало самое старое здание музея — его первый корпус, фасад которого выходит на Пушкинскую площадь.
Известно, что в здании есть серьезные трещины, из-за чего в музей попадает вода, а повышенная влажность вредит экспонатам. К тому же там старый, не укрепленный фундамент.
Цулукиани сказала, что проект восстановления здания музея входит в число тех, которые реализуют в ближайшие 3-5 лет. «В 2020 году <…> это здание было передано нам в тяжелейшем состоянии. Мы провели исследование и установили, что, согласно геологическим, конструкционным, гидрологическим и другим видам исследований, это здание находится на грани разрушения», — пояснила она.
Почему реставрация Музея искусств не началась
В 2021 году министерка Тея Цулукиани заявила, что проект восстановления и укрепления здания музея обойдется не менее чем в 20 миллионов лари (тогда 6,5 миллиона долларов). Чиновница назвала проект укрепления музея сложным, поскольку здание буквально стоит на воде, а работы должны проводить на глубине нескольких метров.
Тогда Цулукиани выразила надежду, что у проекта, несмотря на риски, всё же появятся исполнители. Спустя два года этого не произошло. «Ни одна компания не выразила желания осуществить этот проект», — доложила Цулукиани 20 сентября 2023 года.
«Мы начали переговоры с конкретными компаниями внутри и снаружи страны, чтобы они посетили место и рассмотрели проект в соответствии с реальностью, — пояснила министерка. — Так, две разные компании, одна грузинская, другая иностранная, провели эксперимент по установке свай, в результате которого обе официально отказались от проекта. По их словам, проект на бумаге хороший, налаженный, но технически невыполним».
То, что здание стоит на воде, делает монтаж свай под музеем, на глубине 1-1,5 метра, невозможным «любыми методами», процитировала строителей Цулукиани. По ее словам, это создает риск «потерять рабочую силу», а министерство «не может взять на себя такую ответственность».
Цулукиани заявила, что сейчас министерство пытается модифицировать проект реконструкции так, чтобы укрепление здания было возможным посредством техники и при всех правилах безопасности.
Почему градозащитники критикуют Минкульт
С самого начала реконструкции здания в Тбилиси действует инициативная группа «За Музей искусств». Она выступает за его восстановление в должном виде и уже выставила Минкульту ряд серьезных претензий.
«Мы, в первую очередь, жалуемся на недоверие, — говорит Paper Kartuli бывшая директорка музея, представительница инициативной группы, искусствоведка Эка Кикнадзе. — Когда в 2021 году министр культуры Тея Цулукиани обнародовала первое заключение о реабилитации Музея искусств, она сказала, что «здание Музея искусств аварийное и его реабилитация нерентабельна». То есть она монетарным мерилом оценила культурное наследие, что было абсолютно недопустимым. Ценность культурного памятника выше этого».
Грузинские специалисты не в курсе, кем и какого типа укрепительный проект разработан министерством для Музея искусств, добавляет Кикнадзе. Ни на одно обращение инициативной группы с требованием предоставить информацию Цулукиани не ответили, уверяет представительница активистов.
Кикнадзе также критикует Минкульт за разработку проекта, который, как заявила Цулукиани, оказался невыполним. «Выходит, у нас проблема: из бюджета мы заплатили большие деньги на негодный проект. А сейчас мы не знаем имена авторов [модификации] проекта, не знаем об их профессиональной репутации и, следственно, профессиональной надежности. Нам неизвестно ничего, в том числе сама методология укрепительных работ музея».
Зачем, по версии активистов, «затягивают» реконструкцию
По мнению Эки Кикнадзе, территория, на которой стоит Музей искусств, якобы нужна властям Тбилиси для развития инфраструктуры комплекса «Панорама Тбилиси», который расположен перед зданием и который связывают с основателем «Грузинской мечты» Бидзиной Иванишвили. Об этом же ранее говорила искусствоведка София Киласония.
«Когда строительство этого комплекса планировалось, его владельцы абсолютно не учли, что там же стоит одно из самых значительных хранилищ грузинского культурного наследия с важнейшими музейными коллекциями. Они не придали значения тому, что это одно из старейших сооружений Тбилиси, и тому, как повлияет на него соседство с таким грандиозным строительством. Так что у нас и в обществе еще тогда возникло сомнение: они планировали «убрать» музей», — рассказывает искусствоведка.
За этим последовали протесты общественности, которые, как говорит Эка Кикнадзе, вынудили Тею Цулукиани «сдать назад». «Но с тех пор прошло два года. А воз и ныне там», — уточняет представительница инициативной группы.
Что происходит с фондами музея
Министерка культуры Тея Цулукиани утверждает, что музейный фонд эвакуирован из здания и коллекции находятся в «безопасном месте». «Процесс эвакуации из аварийного здания в «здоровое» уже завершен, — утверждает она. — За исключение нескольких сотен книг из фонда библиотеки. А золотой фонд, все живописные полотна, фотографии и графика — всё это вынесено из аварийного здания в безопасное место».
Однако члены Инициативной группы «За Музей искусств» и бывшая директорка музея Эка Кикнадзе в их числе, опираясь на «личные источники», заявляют, что больше половины коллекции всё еще хранят в музее.
Почему Музей искусств сравнивают с храмом Гелати
Если всё пойдет «по натоптанной дорожке Цулукиани», говорит искусствоведка Эка Кикнадзе, то Музей искусств может повторить судьбу монастырского комплекса Гелати, который долгие годы неправильно реставрировали. Сейчас за спасение уникальной живописи в храме тщетно борются грузинские и иностранные специалисты.
«В Гелати абсолютно в закрытом формате, без какого-либо освещения, Цулукиани вела проект реставрации — так же, с такой же неправильной методологией, — утверждает Эка Кикнадзе. — Как известно, в итоге мы получили катастрофические последствия».
Тея Цулукиани неоднократно говорила, что состояние Гелати — вина предыдущих представителей власти Грузии и что она не может нести ответственность за их ошибки. По словам министерки, сложная ситуация в Гелати — следствие кровельных работ, осуществленных в 2020 году по проекту, составленному в 2008 году, то есть при Михаиле Саакашвили. В результате черепичная крыша основного храма Пресвятой Богородицы потекла, а уникальные фрески повредились.
Что будет с музеем дальше
Второй корпус Музея искусств, который был построен в 1980-х годах и который, по словам Теи Цулукиани, «оказался на сто процентов крепок», откроется уже в будущем году. Там хотят расположить выставочное пространство площадь 2 тысячи квадратных метров на шести этажах. Именно там, по плану Цулукиани, выставят все коллекции Музея искусств.
При этом Инициативная группа утверждает, что второй корпус Музея искусств также нуждается в реконструкции. «В нем, правда, нет такой тяжелой ситуации, как в первом историческом здании, это сооружение Советского периода, но ему тоже нужна реконструкция», — убеждена Кикнадзе.
По информации Кикнадзе, в прошлом году Минкульт отремонтировал второй корпус, но ровно через неделю на первый этаж здания просочилась вода. «А это большой риск, потому что здание, в котором расположены музейные коллекции, нуждается в определенных параметрах. И отсутствие воды в здании — это одно из них. Это здание администрация Цулукиани ремонтирует этаж за этажом. И не по плану реабилитации, нет, это просто косметический ремонт. Это, как минимум, непрофессионально», — убеждена представительница активистской группы.
Как пережить сложные времена? Вместе 💪
Поддержите нашу работу — а мы поможем искать решения там, где кажется, что их нет
поддержать «Бумагу»Что еще почитать:
- «Самое главное для них — это отношение». Как в Тбилиси работает столовая для малоимущих грузин и беженцев из Украины.
- Текст для второго бэка. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.