«Этюд-Театр», «Такой театр», театр Post и многие другие негосударственные театры в 2014 году могут рассчитывать на увеличение госфинансирования. «Бумага» рассказывает, на что живут негосударственные театры Петербурга, что для них значат бюджетные деньги и почему увеличение почти вдвое их финансирования беспокоит гостеатры.
Спектакль театра Post «Хозяин кофейни». Фото из архивов театра
В подчинении комитета по культуре более двадцати театров. На их содержание и обеспечение работы концертных организаций в 2014 году в бюджете запланировано почти три миллиарда рублей. На негосударственные театры в этом году потратят более 72 миллионов — это практически в два раза больше, чем в прошлом году. По словам главы комитета по культуре Василия Панкратова, Петербург до сих пор остается единственным регионом, регулярно поддерживающим негосударственные театры, однако сколько их в городе, точно неизвестно.В прошлом году за поддержкой в комитет обратилось чуть меньше полусотни негосударственных театров. Примерно 40 из 45 заявок были удовлетворены: театры получили средства как на показ текущего репертуара, так и на новые постановки. Для негосударственных театров часто госфинансирование — это единственная возможность поддерживать свою деятельность и развиваться. Сегодня спектакли, вне зависимости от степени своей авангардности, редко окупаются, а спонсоры есть далеко не у всех. Декорации и их транспортировка требуют больших затрат, средства уходят и на аренду помещения, костюмы, свет и так далее. Негосударственные театры часто более мобильны как физически, так и в смысле идей: не обремененные обязательствами перед властями, они могут позволить себе эксперименты, на которые режиссеры государственных театров едва ли решатся. К примеру, петербургский постдраматический театр Post ставит современных авторов и работает с весьма прогрессивными театральными идеями. В его репертуаре постановки, отмеченные многочисленными театральными премиями, по текстам современных авторов: Ивана Вырыпаева, англичанина Марка Равенхилла, белорусского драматурга Павла Пряжко. Post первым поставил в России спектакль по «Лекции о ничто» классика авангарда, композитора Джона Кейджа, а до этого в «Приюте комедианта» команда театра представила постановку новеллы немецкого драматурга и режиссера Хайнера Мюллера « Любовная история», о которой в городе было много неоднозначных мнений.
Из семи спектаклей, которые сейчас составляют репертуар Post, четыре постановки созданы исключительно за счет сотрудников театра. Фото из архивов театра Post
Другой пример негосударственного театра — детский интеграционный театр « Куклы». Он специально адаптирован для зрителей с ограниченными возможностями: вместо кресел в зале, например, располагаются пуфики, которые легко можно передвинуть и освободить место под коляску. Ни на входе, ни внутри нет ступеней, а все спектакли сопровождаются сурдопереводом либо понятны без слов. По утверждению дирекции, для «Кукол» госфинансирование — не основная статья бюджета, но благодаря этим средствам театр может выпускать новые спектакли.
Аргументируя увеличение субсидий негосударственным театрам города, Василий Панкратов отметил, что подобное стимулирование должно привести, среди прочего, еще и к более интенсивному развитию гостеатров. «Креативные идеи негосударственного сектора являются раздражителем для более медлительного государственного сектора, провоцируют соперничество, конкуренцию и тем самым подталкивают сферу в целом», — высказывает свою точку зрения на принципы конкуренции в театральном мире Панкратов.
Анастасия Матисова, директор театра Post, считает, что государственные и негосударственные театры — это «довольно разные, почти не пересекающиеся миры». И хотя обе структуры могут работать вместе, создавать спектакли в копродукции, принимать на своих площадках резидентов, государственные театры — это «огромные махины», для которых принципиально важно выполнять свои обязательства перед государством и сотрудниками, а «силы и желание на новое экспериментальное социальное искусство остаются далеко не у всех». В том, сможет ли увеличение финансирования негосударственных театров принципиально повлиять на развитие театров государственных, сомневаются и в последних. Александр Калинин, директор Санкт-Петербургского государственного большого театра кукол, объясняет слова Панкратова претензиями властей и общественности к гостеатрам. Фото из архивов Большого театра кукол
Делению на государственные и негосударственные Калинин предпочитает деление на хорошие и плохие театры: «Как нас еще сравнивать, ведь мы относимся к совсем другой весовой категории, мы вкладываем в постановки совершенно другие деньги», — говорит директор БТК. Конечно, существует конкуренция за зрителя, но, опять же, зритель делает выбор в пользу интересного, а это, как считает Калинин, уже не финансовый, а философский вопрос, в котором все упирается в личность художника. Негосударственные театры состоят чаще всего из молодых людей, нуждающихся в поддержке. «Театр, на мой личный взгляд, — это дело молодое, — рассказывает Калинин. — Молодое и для молодых. Его обязательно нужно подпитывать. И в его стимулировании нет ничего, кроме пользы». Но когда речь идет о распределении государственных средств, важно говорить о том, как и за счет чего происходит их распределение, убежден Калинин: «Либо вместо того, чтобы добавить (подчеркиваю — добавить) государственным театрам, деньги направляют негосударственным, либо деньги, забирая у гостеатров и не решая их участи, передают негосударственным. Негосударственные театры, безусловно, нужно развивать. Но не за счет государственных».