25 июня 2013

Дискотека 80-х: New Order выступят в Петербурге 30 июня

В воскресенье в Петербурге выступят New Order — одна из главных британских групп 80-х, без которых поп-музыка была бы совсем другой. «Бумага» рассказывает, как четыре аутсайдера изменили поп-музыку и вспоминает пять их главных, но не самых известных песен. В конце лета 1985 года на BBC с помпой отмечали 30-летие рок-н-ролла. На передачу Rock Around The Clock пригласили практически всех более-менее значимых артистов того времени. Среди хэдлайнеров значилась и манчестерская группа New Order, чей главный на тот момент хит Blue Monday совсем не был похож на рок в традиционном понимании: восемь минут электронной молотилки без единого припева с басовым соло и хорами, взятыми у группы Kraftwerk. Но тут нет никакого противоречия: просто именно благодаря New Order рок-музыка стала совсем другой. Когда Йен Кертис повесился за день до начала американского турне Joy Division, классическая история постпанка закончилась — потом уже стиль вывели на стадионы и превратили в памятник самому себе. Вполне закономерно, что оставшиеся без вокалиста участники группы New Order очень редко — и, говорят, крайне неохотно — исполняли песни Кертиса. Во многом благодаря этому отрицанию New Order смогли без труда прогнуть под себя изменчивый музыкальный мир. До них хаус был уделом одиночек-энтузиастов в американских мегаполисах, танцевальный рок ассоциировался с политизированными неврастениками вроде Gang Of Four, а бас был просто частью ритм-секции. При этом New Order не записали практически ни одного эпохального альбома, равного Closer или Disintegration. У них — что для глэмовых 80-х вообще вопиющий случай — не было красочного образа, а их стадионные концерты проходили без лишнего мессианского пафоса. Их проще бы назвать главными неудачниками от поп-музыки: были самой многообещающей постпанк-группой — и потеряли вокалиста за день до важнейшего турне, сменили название — и получили нелепые обвинения в фашизме, не получили ни копейки с сингла-рекордсмена Blue Monday, не смогли спасти важнейший лейбл Factory от банкротства и главный манчестерский клуб Hacienda — от закрытия, не были похожи ни на рок-героев, ни на панков — скорее, на студентов-технарей из далекого британского вуза. Даже в фильме «Круглосуточные тусовщики» про триумф манчестерского рока New Order существуют где-то на задворках сюжета (в отличие от пьяниц и хулиганов Happy Mondays).

Их проще бы назвать главными неудачниками от поп-музыки: были самой многообещающей постпанк-группой — и потеряли вокалиста за день до важнейшего турне, сменили название — и получили нелепые обвинения в фашизме
Заслуга New Order перед большой историей — в мелких деталях, которые потом зажили своей жизнью в чужом творчестве. Аккуратные басовые соло, строгие и безжизненные барабаны, длинные вступления, неровный и робкий голос, раскатистые клавиши — все это в итоге стало общим местом и для мировой поп-музыки, и для местных энтузиастов с синтезаторами: от «Кино» (см., к примеру, «Муравейник») до новичков вроде Astrocowboys. Но все это могло бы остаться просто историей хорошей группы. New Order не только принесли в поп-музыку целый ряд ныне неотъемлемых элементов — они еще стали теми, кто смог примирить футуризм ранней электроники с традициями рок-музыки. Они стали первыми, кто построил мост между двумя вроде бы взаимоисключающими стилистиками: нечто подобное в следующем десятилетии с переменным успехом будут делать Garbage и, например, The Prodigy. Увы, прекрасное будущее, где рок вместе с электроникой определяли текущий момент, так и не наступило. Но New Order как минимум попытались.
Увы, прекрасное будущее, где рок вместе с электроникой определяли текущий момент, так и не наступило

Пять хороших песен New Order

Дискография группы не исчерпывается хитами вроде Blue Monday или True Faith. «Бумага» вспоминает пять не менее крутых песен New Order, которые, вполне возможно, прозвучат на концерте в A2.

1. Ceremony

Написанная (и впервые представленная) еще Joy Division, эта песня стала первым синглом New Order. Постпанковское прошлое дает о себе знать: никаких клавишных, сумрачный вокал, переливчатый бас – и в исполнении Кертиса этот трек, видимо, смотрелся бы еще лучше. Ушедший из группы (и приезжавший в Россию уже дважды) Питер Хук полюбил исполнять кавер на нее на сольных концертах. Другой известный кавер сделали Radiohead – не самый, впрочем, удачный.

2. Perfect Kiss

Образец творчества New Order 80-х: много-много развеселых клавиш, ведущая партия баса, прямой и монотонный бит и будто школьнический вокал Самнера. Песня как-то затерялась в тени других важных хитов группы — одним из следующих вышел как раз Bizarre Love Triangle — и зря: светлая синтезаторная грусть New Order всегда удавалась на пять с плюсом.

3. Everyone Everywhere

Альбом 1993 года Republic многие не любят — простоват, прямолинеен, полон лиричных банальностей. Зато тут есть вот такая сумрачная среднетемповая песня о тяготах английских будней. Редкий нетанцевальный трек New Order.

4. Crystal

Посмотрев клип на эту песню, где присутствовала выдуманная группа The Killers, молодой Брэндон Флауэрс придумал название своему коллективу, а многие будущие звезды нового постпанка поверили в себя.

5. Californian Grass

New Order к концу нулевых стали играть простой и мелодичный британский рок –— в чем немало преуспели. Вышедшая в этом году на сборнике би-сайдов Lost Sirens бесхитростная гитарная композиция — идеальный образец позднего творчества группы. Эту песню и на гитаре подобрать несложно, и напеть в душе вполне возможно. 30 июня. Начало в 20:00 Клуб А2 Входной — 1000 рублей, VIP — 2000, 3000 и 4000 рублей
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.