Руководство Русского музея намерено до конца года начать реконструкцию одного из дворов Михайловского дворца. Это приведет к закрытию нескольких залов дворца и временному переезду коллекций.
96 сотрудников музея в июле подписали обращение к директору музея из опасения, что экспонаты сильно пострадают при переезде. Эти же сотрудники обратились в прокуратуру, так как считают реконструкцию незаконной.
«Бумага» собрала всё, что известно о том, зачем нужна реконструкция, почему сроки для переезда коллекций называют «безумными» и какие законы могут быть нарушены при работах.
Реконструкция в Михайловском дворце начнется до конца 2018 года. Несколько залов полностью закроют
Директор Русского музея Владимир Гусев 2 августа рассказал, что на время реконструкции, которую намерены начать до конца 2018 года, закроют шесть из 39 залов Михайловского дворца, два из них — частично. Большинство находятся на первом этаже. По информации «Фонтанки», среди закрытых могут быть зал № 13 с картинами Алексея Венецианова на втором этаже и зал Куинджи.
При этом Гусев не смог точно сказать, о каких залах идет речь. «О чем-то, связанном с большими выставками Репина, Сурикова, нужно говорить чуть позже, этим занимается научная часть», — приводит слова Гусева «Фонтанка». Основная экспозиция и парадная анфилада затронуты не будут, заявил директор музея.
Замдиректора Русского музея Владимир Баженов в июле подтвердил, что будут закрыты пять залов с полотнами Репина, Поленова, Маковского и Мясоедова и музей намерен их самостоятельно отремонтировать.
В 2016 году внутренние дворы Михайловского дворца хотели застроить и накрыть стеклянным куполом. Проект изменили из-за критики
Реконструкцию Михайловского дворца — в частности, внутренних дворов — обсуждали и раньше. Предлагалось застроить Церковный и Сервизный дворы и разбить их на этажи перекрытиями. Территорию также хотели накрыть стеклянным куполом.
Главная цель реконструкции, как было сказано на городском Совете по сохранению культурного наследия, — обеспечить доступность музея для маломобильных граждан, установив подъемники и пандусы у входов во дворец, а также грузопассажирский лифт на 33 человек во дворе.
Совет по сохранению культурного наследия раскритиковал проект. Идея застроить двор и изменить его исторический облик показалась многим экспертам неприемлемой.
В 2017 году на Совете представили упрощенную версию проекта: в ней сохранились условия для маломобильных людей и реставрация фасадов и помещений, но застеклить должны только Сервизный двор в западной части Михайловского дворца. Проект впоследствии одобрили.
Освободить помещения в зоне реконструкции требуется до декабря 2018-го. Сотрудники музея считают, что это сделать невозможно
Реконструкция музея проходит при участии Всемирного банка, который выделит на нее 2,5 млн долларов. Чтобы не потерять это финансирование, помещения у Сервизного двора требуется освободить не позднее 1 декабря, а провести первый этап реконструкции в Сервизном дворе — с 1 декабря 2018 года по 1 марта 2020-го. Полностью реконструкция оценивается в 20 млн долларов.
Сотрудники музея поясняют, что речь идет о перемещении 8 тысяч единиц хранения, в том числе драгметаллов и драгоценных камней, около 195 тысяч книг, около 3 тысяч картинных рам XVIII–XIX века. Заведующие отделами музея на собрании 20 июля заявили, что на момент отбора подрядчиков для проведения работ они так и не получили разъяснений, как будет проходить переезд.
Хранители музея в разговоре с «Коммерсантом» заявили, что на переезд требуется не менее семи месяцев — и только при условии, что вся остальная деятельность музея будет приостановлена. Они опасаются, что многие экспонаты «не переживут» перемещения во временное хранилище.
Всё это было указано в письме от лица 96 сотрудников ГРМ (по информации «Бумаги», это научные сотрудники и хранители музея), направленном к Гусеву с призывом «не допустить разрушения музея». «В случае начала планируемых работ [по реконструкции] Русский музей встретит 125-летие со дня своего основания (март 2020 года) не масштабной выставкой, а частично закрытой экспозицией и разрухой в фондах», — говорится в письме.
Владимир Гусев в разговоре с журналистами назвал информацию о претензиях сотрудников ГРМ необоснованной.
Сотрудники ГРМ обратились в прокуратуру из-за реконструкции. Они считают ее незаконной
Те же 96 сотрудников ГРМ, которые составили письмо Гусеву, подписали обращение в прокуратуру с просьбой принять меры против администрации музея. По мнению авторов письма, подготовка к реконструкции Михайловского дворца противоречит федеральному закону об объектах культурного наследия. Сотрудники также утверждают, что планируемая реконструкция и переезд, а также перемещение экспонатов сократит посещаемость музея.
Журналист и искусствовед Михаил Золотоносов, который опубликовал обращение сотрудников музея и поддерживает с ними связь, рассказал «Бумаге», что главной проблемой в ситуации стала именно незаконность реконструкции, а не ее «безумные» сроки.
Михаил Золотоносов, журналист, искусствовед:
— Согласно федеральному закону о сохранении культурного наследия, Михайловский дворец как особо ценный объект культурного наследия можно только реставрировать или восстанавливать. Никакие новшества вроде стеклянной кровли и междуэтажных перекрытий, никакие реконструкции не разрешены. В приказах Гусева говорится именно о реконструкции.
Реконструкция, по словам Золотоносова, приведет к повреждениям и нарушению статьи 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия»). Под повреждениями в случае с объектами культурного наследия подразумевается любое изменение внешнего вида.
По мнению Золотоносова, администрация Русского музея продвигает проект реконструкции, чтобы освоить выделенные на него деньги — около 20 млн долларов. «Вообще, всё, что сделал Карл Росси, ни в каких ремонтах не нуждается — это на века», — сказал искусствовед.
В обращении сотрудники ГРМ заявили, что Гусев так и не ответил на их вопросы. Они спрашивали директора, насколько целесообразно устанавливать внутри Сервизного двора лифты для людей с ограниченными возможностями, учитывая, что в Русском музее уже есть лифт и подъемник.