По случаю премьеры фильма о «Яндексе» «Бумага» вспоминает яркие фильмы о математиках, физиках и программистах.
Фильм «Стартап» Евгения Ткачука рассказывает о создании поисковой системы «Яндекс» (хотя это название и не произносится в фильме, речь идет о ней). Тема поднята своевременно: IT — кажется, единственная область (помимо балета), где российские компании успешно конкурируют с зарубежными, причем эта область — самая модная в современном мире (в отличие от балета). Одно из доказательств — обилие фильмов о технологиях, появившихся в последние десять-двадцать лет. Очевидно, что «Стартап» будут сравнивать с «Социальной сетью» Дэвида Финчера, а мы решили вспомнить еще три недавних картины, посвященных нердам.
«Умница Уилл Хантинг» Гаса Ван Сента, 1997
Для разнообразия — не тревожное трехкопеечное инди, а добротное и жизнеутверждающее кино средней руки, снятое Гасом Ван Сентом (на студии, почему-то, Квентина Тарантино). Действие происходит в Кембридже, штат Массачусетс, где располагаются главные американские университеты — Гарвард и MIT, — но при этом подлинные нерды служат только фоном повествования. Главный же герой — от природы гениальный юноша, который из-за серьезных психологических проблем не поступил в вуз и присутствует в MIT только в качестве уборщика. Сценарий написан дебютантами Мэттом Дэймоном и Беном Аффлеком (они получили «Оскар» за эту работу), сам Дэймон играет Уилла, Аффлек присутствует на втором плане в роли гоповатого приятеля главного героя (тот с высокомерием относится к снобам-студентам и предпочитает общество пацанов с района). Робин Уильямс выступает в привычном для себя амплуа «добрый наставник»: его персонаж — профессор психологии, который помогает юному гению справиться с проблемами.
«Детонатор» Шейна Каррута, 2004
Один из самых оригинальных режиссеров американского инди нового века — Шейн Каррут, человек настолько загадочный, что никто даже не может понять, как записывать по-русски его имя и как переводить названия его фильмов. В прошлом году вышла вторая работа постановщика под названием «Примесь» (Upstream Color) — спустя девять лет после «Детонатора». Дебют Каррута, снятый за 7 тысяч долларов, рассказывал о двух друзьях-физиках, засевших в гараже. Они работают над устройством, которое невозможно представить, еще труднее — понять, и в результате случайно открывают путешествия во времени. Каррут, бакалавр математики и профессиональный программист, хотел честно показать процесс научного изобретательства, в котором главное открытие часто случается как побочный эффект. Безжалостный к зрителю сценарий изобилует научным сленгом и обладает чуть ли не самой сложной хронологией в истории кино, что и сделало «Детонатор», который стоил в три раза меньше, чем одна секунда «Аватара», главным культовым сайфаем последнего времени.
«Компьютерные шахматы» Эндрю Бужалски, 2013
Один из самых странных и интересных фильмов прошлого года, не добравшийся до российского проката (что неудивительно) — увлекательное ретро о нердах, собравшихся на конференцию по компьютерным шахматам в начале 80-х. Снятый на аутентичную черно-белую видеопленку, какая использовалась в те годы кинолюбителями, фильм погружает нас в полубезумную среду молодых усачей в очках с толстыми линзами и рубашках с коротким рукавом, обсуждающих будущее искусственного интеллекта и когда компьютер сможет победить гроссмейстера. Под конец турнира (шахматные программы сражаются друг с другом) в его участниках начинает проявляться подлинная одержимость: один из персонажей перестает спать, чтобы найти ошибку в коде, кто-то, как герой «Защиты Лужина», воображает людей вокруг шахматными фигурами, еще кто-то пытается поговорить с компьютером о душе. Странным образом конференция перекликается с семинаром нью-эйджеров в том же отеле. Сборище университетских очкариков с огромными компьютерами — заря нынешней технологичной эры, и поэтому в воздухе витает ощущение апокалипсиса; как ни странно, по своей интонации этот полукомедийный фильм более всего напоминает некоторые работы Сокурова.