На Уральской улице открылся новый частный музей — современного художника Эрика Железкера. Он известен уличными перфомансами в образе бездомного, а его граффити можно встретить по всему Василеостровскому району. В этом году он стал резидентом мастерских московского музея «Гараж».
В петербургском музее-мастерской пол усыпан углем, а работы отсылают к мифологии смерти. «Бумага» поговорила с Железкером и директором пространства и рассказывает, почему при жизни художника музей назван «мемориальным».
«Мемориальный музей-мастерская Эрика Железкера» открылся в конце февраля в пространстве, где несколько лет работал художник. Музей создал сам Железкер с группой независимых кураторов и исследователей петербургского искусства: Иваном Наумовым, Ильей Крончевым-Ивановым и Вероникой Минаевой.
— Здесь сейчас работает экспозиция «Черный период», которая посвящена «последнему» году жизни художника, — рассказал «Бумаге» директор музея Иван Наумов.
«Последний год жизни» — это и есть основная идея музея. Директор поясняет, что год назад художник пережил символическую смерть — прогуливаясь по Смоленскому Лютеранскому кладбищу, он увидел безымянную могилу, которая якобы его позвала.
— Он лег на могилу и понял, что стало хорошо и спокойно. Он почувствовал, что что-то в нем поселилось. И этот день можно считать его символической смертью. Нам интересно было создать музей в ныне действующей мастерской, ныне действующего художника, но умершего внутри, — говорит Наумов.
С того момента Эрик закрашивал себя и свои вещи черным цветом, поджигал предметы, создавал работы-фантазии о жизни после смерти в загробном мире в манере Дюрера и Босха, собирал кости на берегах Смоленки и Монастырки и увлекся шумерами и Месопотамией, рассказал он «Бумаге».
Новый стиль работы художника директор музея называет некрореализмом — очевидно, отсылая к некрореализму Евгения Юфита и его последователей.
Пол пространства засыпан углем, который стал одним из любимых материалов Эрика.
— В его творчестве прослеживается «топливная» тематика. Он делал перформанс дегустации нефтепродуктов, он практикует закрашивание, обливание себя краской, нефтью, бензином. Мы решили засыпать пространство углем, чтобы перевести гостей в альтернативное состояние, создать ощущение дереализации, потери земли под ногами. Есть у угля коннотации и с адом.
Также уголь подкрепляет личный миф художника о рождении в шахтерском поселке на Дальнем Востоке и «связи с землей».
Пока в музее всего чуть больше 20 экспонатов, среди которых арт-объекты, найденные артефакты типа мертвой мыши, документации перформансов и их атрибуты, предметы из личного архива художника, одежда, эскизы, книги. Также выставлена пока не дописанная картина-карта Васильевского острова в духе гравюр XVII века.
В одной из работ река Смоленка, которая течет через кладбище, отсылает к реке Стикс из античных мифов, разделяющей миры живых и мертвых.
Решение назвать пространство мемориальным музеем, по словам Ивана Наумова, стало жестом институциональной критики.— В Петербурге есть мемориальные квартиры Некрасова, Пушкина, «Пенаты» Репина. Мы подчеркиваем необходимость создания новых музеев и работы с молодыми и не только молодыми, самыми разными художниками.
Музей находится на улице Уральской, 17к6. Посетить его можно за донейшн по выходным дням с 14:00 до 20:00 при условии регистрации в телеграм-боте.
Фото: «Бумага»
Видите, есть и хорошие новости 💚
Мы продолжим рассказывать вдохновляющие истории — а вы можете поддержать нашу работу
поддержатьЧто еще почитать:
- В БДТ открывается фестиваль Яна Фабра — всемирно известного художника и театрального режиссера. Андрей Могучий, Дмитрий Озерков и сам Фабр рассказывают, что там будет.
- Как Илья Кабаков стал самым дорогим современным русским художником и можно ли понять его работы, если вы не жили в СССР? Рассказывает куратор выставки в Эрмитаже.